О том, как хоронят буддисты своих покойников
Похороны у японцев в старину совершались очень торжественно. Глядя на них, можно было подумать, что жители справляют какой-нибудь большой праздник.
Одному путешественнику, побывавшему в Японии, пришлось увидеть буддийские похороны. Он рассказывает о них так:
«Впереди шли буддийские жрецы (бонзы) с бритыми головами, одетые в желтое платье, сверх которого накинут был какой-то цветной полуплащ. За ними следовали длинные ряды людей, державших в руках зонтики, фонари, изображения различных видов Будды, священные хоругви с изречениями и молитвами и затем массу высоких разноцветных букетов из бумажных цветов, среди которых выделялись букеты из белого лотоса, — знак чистоты и непорочности. За ними, наконец, несли маленький гроб в роде небольших носилок или, вернее, восьмиугольного ящика, поставленного ребром. В этом ящике сидит облаченный в белый костюм странников-богомольцев, с бритой головой покойник, так как, по убеждению японцев, он должен вернуться обратно в загробный мир в том же виде и положении, в каком он явился на свет.
Гроб несли восемь человек, причем два японца поддерживали над гробом балдахин и венок. Медленной поступью, плавно раскачивая маленький гроб, тянулось шествие на большое расстояние. За гробом шли ряды женщин, мужчин и детей в белых одеждах. Белый цвет в Японии означает печаль. За родными и родственниками шли друзья и знакомые в обыкновенных одеждах, а за ними следовала огромная толпа зевак и любителей уличных зрелищ.
Все это шествие шло в гору к буддийскому храму. Отсюда под звуки музыки гроб несут на кладбище для погребения, или же в «Шоводо» для сожжения.
Японцы чаще сжигают трупы, так как кладбища обыкновенно бывают далеко от города. Прежде чем сжечь труп, его ставят в переднюю часть печи; в это время жрецы читают молитвы, родные покойника жгут разные травы. Затем гроб задвигают вглубь печи; железные двери печки запирают, все щели замазывают и ключ отдают близким родственникам умершего. Когда тело сожгут, то пепел вместе с костями собирают в урну. Эту урну некоторые родственники уносят домой и хранят как святыню; другие хоронят кости на кладбище и только зубы сохраняют дома. Некоторые ставят кости и пепел в храме.
Если покойника хоронят на кладбище, то гроб наполняют известью и разными ароматическими веществами.
Над могилой японцы ставят памятник, или камень, или изображение Будды с разными надписями.
Тот же путешественник рассказывает, что, по японским понятиям, дом, в котором умер покойник, и все родственники его становятся нечистыми на семь недель со дня его смерти, и в течение всего этого времени они носят глубокий траур; кроме того, они не бреют голов, не стригут ногтей, не посещают ни пиршеств ни развлечений и не принимают никого к себе в дом дальше порога, так как до снятия траура гость, прикоснувшийся к ним, становится также нечистым. В течение всего этого времени родные посещают могилы покойников, украшают их венками, цветными фонариками, приносят в жертву цветы, печенья, фрукты и ягодные воды.
Наконец, наступает последний день траура. Семья покойного приглашает ближайших друзей, устраивает им торжественный обед из одних овощей, раздает им в память покойного подарки, — и этим торжеством заканчивается время скорби. С этой минуты дом и семья освобождаются от своего нечистого, будто бы, состояния. После этого уже ставится памятник на могиле умершего.