Как живут японцы

Содержание

О христианской религии в Японии

Японцы издавна привыкли вести торговлю с китайцами и индийцами. Поэтому, когда в их стране появились европейские португальские корабли, японцы встретили их приветливо.
Это случилось в половине шестнадцатого столетия. Буря пригнала португальские корабли к южному берегу острова Киу-Сиу. Жители этого острова доставили на корабли съестные припасы; они просили португальцев приехать во второй раз и привезти свои товары для обмена. С этих пор португальцы стали обмениваться своими товарами и с японцами, а за ними стали ездить и испанцы.
Вслед затем испанцы и португальцы не замедлили послать в Японию и своих католических проповедников.
Первым проповедником или миссионером был иезуит Франциск Ксавье. Ксавье принадлежал к иезуитскому ордену или обществу. Это общество заботилось о том, чтобы как можно больше распространить католичество.
Проповедь Ксавье в Японии была очень успешна. Да и немудрено, — буддийские жрецы в это время очень зазнались и сделались торгашами. Они дошли до того, что стали торговать своими молитвами; они обещали спасение души тем, кто купит у них больше молитв. Многие верующие японцы стали отпадать тогда от буддизма и переходить в христианство. Многие князья приняли новую веру. Они так горячо относились к ней, что некоторые, например, насильно заставляли своих подчиненных принимать христианство. Один князь гордился тем, что уничтожил старинный храм и до трех тысяч буддийских часовен.
Наконец, князья решили из своей среды послать четырех князей в Европу, чтобы засвидетельствовать почтение папе.
Князья японские побывали в Риме, целовали ногу папе, что было тогда в обычае. Они повидали также и испанского короля Филиппа II.
Через восемь лет князья возвратились и привезли новых проповедников. В это время христиан в Японии было уже до миллиона; церкви и часовни считались уже тысячами. Такой успех вскружил голову иезуитам. Как и буддийские жрецы, католические священники и монахи стали забывать Бога и евангельское учение. Вместо того, чтобы ласково, терпеливо излагать людям учение Христа, католические священники стали прибегать к подкупу. Меж тем они начали оскорблять тех богов, в которых народ раньше верил; стали разрушать их изображения, жечь старинные храмы. Проповедники стали силой принуждать народ к принятию христианства. Наконец, среди самих проповедников началась вражда; они стали клеветать друг на друга. Дело доходило до драк. Конечно, такими поступками проповедники не могли сохранить к себе доверия.
Делами веры проповедники занимались все меньше и меньше; они стали вмешиваться в управление. И вот вскоре среди обращенных японцев был открыть заговор против шиогуна. Проповедники хотели подчинить Японию папе или испанскому королю.
Такие дела вооружили шиогуна против христианских проповедников.
Еще раньше они возбудили к себе недоверие шиогуна. Однажды одному из них пришлось беседовать с испанцем. Испанец показал на карте владения испанского короля. Владения его были громадны; шиогун удивился этому и спросил: «Как это испанский король завоевал так много земель?» Испанец отвечал: «Король отправлял сначала в эти земли миссионеров-проповедников и купцов, и когда они обратили в свою веру жителей тех стран, тогда были посланы войска, которые свергли туземных князей с престола и передали земли испанскому королю». Слова эти заставили призадуматься шиогуна. Что, если и с Японией будет то же? размышлял он.
И вот вскоре вышел указ, в котором говорилось: «Каждый иностранный священник, который будет найден в Японии, будет предан смерти».
Начались преследования христиан. Эти преследования были ужасны. Христианских священников пытали, мучили, заключали в темницы или ссылали на далекие острова. Когда эти меры не действовали, их стали жечь на кострах или распинали на крестах.
Наконец, придумали еще более ужасную пытку: христианина вешали вниз головой в пустой колодец; сверху плотно прикрывали досками, так чтобы в колодце было совсем темно. Только смерть избавляла несчастного от страданий.
В три года казнили таким образом больше ста двадцати пяти тысяч человек.
Некоторые христиане заперлись в городе Симабаре, который находится недалеко от города Нагасаки. Шиогун послал против них войско. Два месяца осаждали город. Наконец, он был взят; целые тысячи христиан были сброшены с утеса в море; больше тридцати тысяч их были обезглавлены.
Над насыпью, под которой были погребены эти тридцать тысяч христиан, японское правительство поставило памятник с надписью:
«Пока солнце стоит и согревает землю, ни один христианин да не посмеет вступить в Японию, и да будет всем им ведомо, что если даже сам король Испании или бог христиан (Богом христиан японское правительство называло римского папу), или же главный бог (главным богом они называли Спасителя) преступить этот закон, поплатятся за ослушание своей головой».
Такую сильную ненависть возбуждали к себе католические проповедники.