Как живут японцы

Содержание

Праздники в Нагасаки. Почитание умерших

На горах, которые окружают Нагасаки, много храмов. Не даром японцы прозвали эти горы «горами храмов».
Самый почитаемый храм в Нагасаки — «Храм бронзового коня». Он так назван потому, что перед его входом стоит большая, вылитая из бронзы, лошадь.
В Нагасаки происходят любопытные празднества, или «матсури», в честь бога охоты — «Сува». Этот праздник продолжается четыре дня. Уже с первого дня праздника вид города изменяется: храмы и дома украшаются цветными фонариками, флагами, знаменами, коврами. Около домов японцы устраивают навесы; под ними они пьют, едят и веселятся с утра до вечера.
На улицах гуляют толпы народа; все разодеты в самые лучшие платья. Каждый спешит хотя на минуту в храм и там приносит в жертву Суве рисовую лепешку, фрукты или саке.
Затем изображение бога Сува в богато украшенной колеснице выносят из храма.
За колесницей, надев белое платье, следуют жрецы и бонзы; их несут на носилках, или норимоно. Дойдя до площади, шествие останавливается; бога Сува помещают на подмостках, — так, чтобы можно было его видеть и поклоняться ему.
Потом начинаются разные увеселения. Появляются музыканты, дети разыгрывают разные истории из жизни японцев; актеры прямо под открытым небом разыгрывают разные истории из жизни богов и героев.
В Японии во время серьезного или печального представления можно нередко увидеть, что актер вскакивает на подмостки и своими кривляньями и шутками смешит публику.
Японец рад посмеяться. Он верит, что «ками» (бог) не любит недовольных людей. Японцы говорят: «Если мы будем надоедать богам своими нуждами и горестями, то это только огорчит их; они подумают, что мы не верим их заботам о нашем благе и счастье». Поэтому японцы находят, что лучше веселиться, чем плакать; оттого и их празднества в честь богов всегда сопровождаются увеселениями.
Во время праздников торговля и всякая работа в Нагасаки обыкновенно прекращается. Все веселятся. Во дни празднеств трудящийся, работающий японец просто неузнаваем. Он тогда наряжается в свой лучший «киримон» (верхняя одежда в роде халата), бездельничает с утра, ходит в гости, посещает храмы, участвует в уличных шествиях.
Несмотря на такое искреннее веселье, на улице во время праздников не видно пьяных, не видно и буянов. Во всем заметен порядок, хотя праздники продолжаются несколько дней, и японцы любят выпить при случае своей рисовой водки, «саке».
Месяцем раньше этих праздников жители Нагасаки поминают умерших.
Прежде чем рассказать, как происходит это чествование, заметим, что кладбище в Нагасаки находится на горах; у подошвы этих гор расположился город. Издали кажется, будто два города лежат один против другого: внизу город живых с длинными широкими улицами, с непрочными домиками и недолговечною толпой; вверху же город с гранитными стенами и памятниками, с столетними деревьями и вечной торжественной тишиной.
Праздник умерших справляется ежегодно в конце августа. Он продолжается три ночи сряду. В первую ночь освещаются разноцветными бумажными фонарями гробницы (могилы) тех, кто умер в последний год. На вторую и третью ночь освещаются все гробницы. При этом жители Нагасаки располагаются на кладбище: здесь они пьют, едят и веселятся; смех то и дело раздается на горах.
На третью ночь, около двух часов утра, разноцветные огоньки фонарей спускаются вниз к заливу; здесь их складывают на лодки, сплетенные из соломы, в которые кладут также плодов и мелкой монеты. Утренний ветерок уносит лодки с разноцветными фонариками из залива; вскоре они, напитавшись водой, идут ко дну. Это — старинный японский обычай. В старину думали, что мертвые пируют в этот день с живыми, а потом мертвые усаживаются в лодки и исчезают, пока еще не наступил рассвет. Этим кончается праздник мертвых в Нагасаки.