Ковровая традиция кочевников Средней Азии

17 февраля – 5 марта 2017 г. в Музее Востока прошла выставка «Ковровая традиция кочевников Средней Азии: обустройство юрты». На выставке были представлены ковровые изделия нескольких близкородственных этносов – киргизов, казахов, туркмен и узбеков.
Экспонаты можно разделить на несколько групп:

Войлочные ковры

У войлочных ковров характерный узор — различные варианты традиционного мотива «рога барана», имеющего обережную функцию; эти ковры выполнены в технике инкрустации или мозаики, иногда аппликации. Войлочными коврами покрывали деревянный остов юрты, застилали полы.

Орнаментальные ленты для стягивания прутьев остова юрты

Киргизское название этих лент — бау, казахское — баскур. Они выполнялись в ворсовой или безворсовой технике ткачества, или же сочетающей в себе обе техники ткачества — терме (т.е. сборная). Несколько широких лент, сшитых вместе, служили ковром для пола, покрывалом или украшением центральной стены юрты.

Декоративное панно терме. Туркмения, конец XIX в. шерсть, хлопок, ткачество терме

Декоративное панно терме. Туркмения, конец XIX в. шерсть, хлопок, ткачество терме

Декоративное панно терме. Туркмения, конец XIX в. шерсть, хлопок, ткачество терме

Декоративное панно терме. Туркмения, конец XIX в. шерсть, хлопок, ткачество терме

Декоративное панно терме. Туркмения, конец XIX в. шерсть, хлопок, ткачество терме

Декоративное панно терме. Туркмения, конец XIX в. шерсть, хлопок, ткачество терме

Декоративное панно терме. Туркмения, конец XIX в. шерсть, хлопок, ткачество терме

Декоративное панно терме. Туркмения, конец XIX в. шерсть, хлопок, ткачество терме

Декоративное панно терме. Киргизия, 1930 гг. Шерсть, х/б, безворсовое ткачество

Декоративное панно терме. Киргизия, 1930 гг. Шерсть, х/б, безворсовое ткачество

Бау. Киргизия, 1930 гг. Шерсть, хлопок, техника терме

Бау. Киргизия, 1930 гг. Шерсть, хлопок, техника терме

Бау. Киргизия, 1930 гг. Шерсть, хлопок, техника терме

Бау. Киргизия, 1930 гг. Шерсть, хлопок, техника терме

Бау. Киргизия, 1930 гг. Шерсть, хлопок, техника терме

Бау. Киргизия, 1930 гг. Шерсть, хлопок, техника терме

Декоративная полоса терме. Каракалпакия, конец XIX-XX вв. шерсть, ткачество терме

Декоративная полоса терме. Каракалпакия, конец XIX-XX вв. шерсть, ткачество терме

Декоративная полоса терме. Каракалпакия, конец XIX-XX вв. шерсть, ткачество терме

Декоративная полоса терме. Каракалпакия, конец XIX-XX вв. шерсть, ткачество терме

Ворсовые ковры

Ткались повсеместно в Средней Азии, в их узоре использовались мотивы абстрактного и растительного происхождения, олицетворяющие живительные силы природы. В предгорных же районах Узбекистана был создан совершенно уникальный тип ковра с длинным пушистым ворсом, напоминающим шкуру медведя — «джульхирс».

Ковер джульхирс. Узбекистан, Самаркандская обл., 1950-е гг.

Ковер джульхирс. Узбекистан, Самаркандская обл., 1950-е гг.

Ворсовый ковер

Ворсовый ковер

Намазлык

Намазлык

Ворсовый ковер

Ворсовый ковер

Ворсовый ковер. Киргизия, Фрунзе, с. Орозбек, 1920-е гг. Мастерица Турган Имамбаева

Ворсовый ковер. Киргизия, Фрунзе, с. Орозбек, 1920-е гг. Мастерица Турган Имамбаева

Ковровые  изделия для оформления дверного проема юрты

С внешней стороны вход в юрту закрывался небольшим ковром – энси. Он служил роскошным украшением фасада жилища. С внутренней стороны дверной проем оформлялся более легким изделием, прямоугольной формы – капунуком, состоящим из потолочной полосы и спускающихся до пола многочисленных нитей, украшенных рядами разноцветных кистей и бусин.

Капунук

Капунук

Завеса входа в юрту энси. Западный Туркестан, конец XIX в. Шерсть, х/б, шелк, ворсовое ткачество

Завеса входа в юрту энси. Западный Туркестан, конец XIX в. Шерсть, х/б, шелк, ворсовое ткачество

Завеса входа в юрту энси

Завеса входа в юрту энси

Мешки и сумки

Мешки и сумки широко применялись для хранения и перевозки всевозможных предметов домашнего обихода: продуктов, инструментов, посуды, одежды. У отдельных народов-кочевников преобладали разные по технике изготовления, форме и назначению ковровые мешки и сумки.
Туркменские мешки чувалы и мафрачи заменяли в жилище мебель. Они размещались у стен юрты в качестве сундуков, ставились один на другой или развешивались по стенам.
Сумки киргизов имеются двух видов: чаваданы в форме длинного валика и прямоугольные в виде конверта – баштыки, которые могли использоваться в качестве подушек или сидения.
Почти все изделия ткались из двух кусков ткани. Одна сторона сумки выполнялась в ворсовой технике ткачества и украшалась традиционным узором. Оборотная сторона состояла из куска гладкой неорнаментированной ткани. По краям сумки украшались разноцветными шнурами, бахромой и кистями.

Сумки чаваданы. Киргизия 1930-50-е гг. Шерсть, ворсовое ткачество

Сумки чаваданы. Киргизия 1930-50-е гг. Шерсть, ворсовое ткачество

Сумка чавадан. Киргизия 1930-50-е гг. Шерсть, ворсовое ткачество

Сумка чавадан. Киргизия 1930-50-е гг. Шерсть, ворсовое ткачество

Сумка чавадан. Киргизия 1930-50-е гг. Шерсть, ворсовое ткачество

Сумка чавадан. Киргизия 1930-50-е гг. Шерсть, ворсовое ткачество

Сумка баштык

Сумка баштык

Сумка баштык. Киргизия, 1930-40-е гг. Шерсть, ворсовое ткачество

Сумка баштык. Киргизия, 1930-40-е гг. Шерсть, ворсовое ткачество

Сумка баштык. Киргизия, 1930-40-е гг. Шерсть, ворсовое ткачество

Сумка баштык. Киргизия, 1930-40-е гг. Шерсть, ворсовое ткачество

Сумка хурджин. Узбекистан, 1960-70-е гг. Шерсть, безворсовое ткачество

Сумка хурджин. Узбекистан, 1960-70-е гг. Шерсть, безворсовое ткачество

Сумка хурджин. Узбекистан, 1960-70-е гг. Шерсть, безворсовое ткачество

Сумка хурджин. Узбекистан, 1960-70-е гг. Шерсть, безворсовое ткачество