Прикладное искусство Средней Азии

Под искусством Средней Азии понимается искусство народов Западного Туркестана, соответствующего территории ныне существующих республик Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Киргизстана и южной части Казахстана. Древнее население Западного Туркестана (бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы и др.) принадлежало к иранскому племени. Турки появились лишь с VI в. н. э. В настоящее время турки (узбеки, туркмены, казахи, киргизы) составляют главную часть населения; к иранцам принадлежат таджики. Хронологически известное нам искусство Средней Азии охватывает период времени приблизительно с IV в. до н. э. до наших дней (если не считать немногие дошедшие памятники еще доисторической эпохи).
Основной общественной формацией явился в Средней Азии за долгие века ее истории феодализм с целым рядом специфических черт. Бухарское, Кокандское, Хивинские ханства, замечает Е. Зелькина (Е. Зелькина. Очерки по аграрному вопросу в Средней Азии. Под ред. Л. Крицмана. Изд. Коммунистической Академии, М. 1930), были накануне завоевания в основном типично феодальными государственными образованиями. Надо отметить, что феодализм в Средней Азии вырастал на основе разложения родового строя, и это обстоятельство наложило отпечаток на всю систему среднеазиатского феодализма. На базе главным образом феодальных отношений и сложилось искусство Средней Азии. Углубленное изучение связи явлений искусства Средней Азии с социальным строем должно явиться одной из очередных задач дальнейшего изучения среднеазиатского искусства. Искусство Средней Азии в его целом может быть разделено на два основные отдела: архитектуру и прикладное искусство. Изучение архитектуры Средней Азии может явиться объектом специального исследования; настоящая статья посвящается весьма интересной и богатой области среднеазиатского искусства — искусству прикладному.
Прикладное искусство Средней Азии — до сих пор еще очень недостаточно изученное — представляет яркую и пеструю картину развития. Керамика различных видов, поливные изразцы, художественная обработка металла, глиптика, резьба по дереву, по штуку, тиснение по коже, оружие, ковры, ткани, вышивки — вот многообразные проявления богато развитого среднеазиатского прикладного искусства.