Общие сведения о якутах
Якуты (саха) — самая крупная из турецких народностей Сибири (числ. ок. 220 тыс. чел.), основное население Якутской АССР. В этой стране якуты появились не ранее X века (может быть, в XII — XIII в.в.), придя с юга, очевидно, из Прибайкалья, откуда их вытеснило движение монгольских племен. Переселившись на суровый север, якуты сумели хорошо приспособиться к новой среде и даже сохранили в необычайно трудных условиях скотоводство (разведение рогатого скота и лошадей), которое и сейчас составляет главное их занятие. В связи с разведением рогатого скота стоит полуоседлый образ жизни якутов, дважды в год совершающих перекочевки. Помимо скотоводства, якуты живут рыбной ловлей. Охота составляет лишь подсобное занятие, ее продукты (шкуры, меха) идут, главным образом, на продажу (раньше — на подати: «ясак»). С XIX в. начало распространяться земледелие, считавшееся ранее в Якутии невозможным, а теперь привившееся с успехом, особенно на плоскогорье, очерченном Леной и Алданом (здесь разводят даже арбузы). Очень развиты разные ремесла: деревообделочное, кузнечное, кожевенное и др. В прежнее время у якутов существовал родовой строй. Отцовский экзогамный род (ага-уса) имел свой родовой демократический сход, родовой суд, своих родовых старшин — тойонов и сесенов, свои родовые земли и угодья. Существовал обычай кровной мести. Этот «ага-уса» делился на ветви — «ие-уса» («материнские роды»), в которых, несмотря на название, происхождение считалось тоже по мужской линии. Семья носит строго патриархальный характер, положение женщин подчиненное. Однако, дряхлые старики не пользуются никаким почетом, напротив, они бесправны в семье. Возможно, что в старину у якутов существовали и более крупные, чем род, — племенные объединения. Этот общественный строй якутов сохранился в настоящее время лишь в немногих остатках, в значительной степени ослабленный переселением на север и разбросанностью поселений, а потом еще больше разбитый русской администрацией. В особенности многое в общественном укладе якутов изменилось под влиянием русского завоевания. Намечавшееся и раньше экономическое расслоение весьма усилилось. Родовые старшины («князцы») были сделаны ответственными сборщиками ясака, что очень повысило их социальное положение и власть, дало им в руки много средств к обогащению, чему еще более способствовало развитие торговли. Эта социальная дифференциация почти совершенно уничтожила старое родовое устройство. Прежняя взаимопомощь членов рода ослабла, и масса якутского населения попала в более тяжелое экономическое положение. Значительное большинство якутов находится в экономической зависимости от богачей, торговцев, состоя неоплатными должниками у них. Есть даже особый термин для обозначения якутов-бедняков — «хамчиты», презрительное наименование, данное им тойонами не без влияния знакомства с библией и христианством. Скотоводство дает беднякам-якутам неустойчивый источник существования, дополняемый, впрочем, для многих кустарными промыслами. Зато более состоятельным хозяевам русское завоевание и проникшее вместе с ним денежное хозяйство принесло много выгоды. Предприимчивые якутские торговцы до самой Революции держали в кабальной зависимости от себя и своих соплеменников, и соседних тунгусов и отчасти русских крестьян. В последнее время некоторые якуты владели стадами в несколько сотен и даже тысяч голов скота, держали батраков: были отдельные лица, скопившие торговлей десятки и сотни тысяч рублей капитала. Не только в экономическом, но и в культурном отношении сильная якутская народность является господствующей в северо-восточной Сибири, объякучивая не только своих соседей тунгусов, юкагиров и др., но и русских поселенцев, так что якутский язык и до Революции был самым распространенным в крае, языком межплеменных сношений и торговли, и на нем говорят и в чисто русских семьях.
С образованием самостоятельной Якутской АССР этот энергичный и даровитый народ получил все возможности к экономическому и культурному развитию. Якутская автономная советская социалистическая Республика (ЯАССР) образована декретом ВЦИК от 1922 года.
О религии якутов в целом
Начало христианизации якутов восходит к XVII веку. Уже к XIX веку все якуты были обращены в христианство и числились православными. Но под этим формальным христианством до сих пор сохраняются прежние верования, хотя в значительной степени искаженные и в последнее время полузабытые. Некоторые из этих дохристианских форм религиозных верований якутов начали приходить в упадок, быть может, еще до миссионерского влияния. Таков, напр., родовой культ, разложившийся вместе с упадком родовой организации. Отголоски его мы находим в весенних и летних праздниках — ысыахах. В настоящее время можно различать следующие основные формы религии у якутов: 1) охотничья религия, связанная с культом духа-хозяина леса и многочисленных «хозяев» (иччи) природы; 2) скотоводческая религия, обряды которой сплелись с носившими, вероятно, прежде родовой характер весенне-летними «кумысными праздниками», и с которой связаны образы небесного бога Аи-Тойона (* см. сноску ниже) и богини Аисыт: подателя и подательницы плодородия и иных достатков; 3) наконец, шаманизм с его богатой демонологией, толпой злых духов (абаасы, юёр), шаманских духов-покровителей (эмэгэть) с грозным патроном шаманства Улуу-Тойоном во главе, и т. п., — при чем социальное значение шаманства в настоящее время сводится к обслуживанию шаманом разных частных нужд, лечения болезней людей и скота, гаданиям и пр.
* О Аи-Тойон, в котором некоторые буржуазные этнографы хотят видеть следы пресловутого промонотеизма, в действительности был первоначально, по-видимому, бог стихии. И до сих пор по представлениям якутов одна из функций его посылать дождь. Представления о нем, как о творце мира не столько якутские, сколько навязываются якутам и, конечно, сложились под непосредственным воздействием христианства.
Весь якутский пантеон распадается на отдельные категории божеств и духов, между собою не связанных. Есть светлые и темные божества, но они не ведут между собою борьбы. Так называемое «белое» шаманство, теперь исчезнувшее, не противопоставлялось, по-видимому, «черному», а было связано с родовым культом и весенними праздниками в честь божеств плодородия.
Якутский пантеон
«Свой духовный мир якуты построили по образу и подобию мира земного. Явления природы, части воды и суши, животные и растения, судьбы людей находятся в ведении отдельных существ, которые по отношению друг к другу являются независимыми «хозяевами».
Якутский пантеон распадается на следующие категории:
Айыы — существа, имеющие отношение к творению (точнее духи податели разных благ).
Иччи — духи-хозяева (лесов, вод, животных, как и у других охотничьих народов).
Абаасы — духи-пожиратели.
Юёр — загробная форма существования человеческой души.
Рядом с этим мы находим остатки… одухотворения природы: тангара — небо, эбэ (бабушка) — река, особого рода холм; переходные формы: гора — эбэ (бабушка), но вместе с тем существует и хайа иччитэ, дух-хозяин горы.
Видную роль в религиозных представлениях якута играют только айыы, иччи, юёр и абаасы.
Где размещаются эти духи по представлению якутов?..
Места, обитаемые духами, делятся на верхний, средний и нижний миры. В верхнем — Юрюнг Айыы Тойон и там же страшный Улуутуйар Улуу Тойон. В нижнем — Арсан Дуолай, Абаасы — в верхнем и нижнем мирах.
Иччи (за небольшими исключениями, напр., этинг иччитэ, дух- хозяин грома) населяют средний мир, но помещаются где-то ниже. Айыы — тоже где-то внизу, но не в нижнем мире. Юёр, живут ли они на земле или на облаках, принадлежат среднему миру.
Юрюнг Айыы Тойон помещается одними в зените, другими на северо-востоке; Улуутуйар Улуу Тойон — на западе; Арсан Дуолай — то на юго-западе, то на северо-западе. Айыы и иччи — на востоке, абаасы — по остальным странам света, но главным образом на западе.
Расселившись по разным мирам и разным странам света, эти духи живут каждый своей обособленной жизнью, не входя ни в какие отношения друг с другом: каждый из них является полновластным господином (тойон) своей области, «своего народа», имеет свое хозяйство, часто свой скот…
Никакого противоположения одних духов другим, никакой борьбы — нет и следов…
Очень характерно отсутствие представлений о рае и аде, отсутствие понятия о возмездии в нашем смысле. Айы, грех, употребляется в том же смысле, как и в нашем народном языке: «Вот, грех какой случился!». Вскочила лягушка ко мне на постель — айы; в посуде с молоком утонула мышь — айы, и т. п.
Человек вольно или невольно оскорбил какого-нибудь духа, нарушил его права, не выполнил по отношению к нему своих обязательств, — за это его ждет возмездие в той или другой форме: болезнь, гибель скота, несчастие (сходные представления можно найти в библии)…
Айыы, иччи — владельцы могут дать или не дать. Лично для них человек безразличен.
Вот человек желает получить что-либо или заболел, с ним случилось несчастие. Нужен человек, могущий узнать причину болезни, несчастия и воздействовать на нее или устранить ее. Такими являются алгааччы (заклинатель), мэнэрик (истеричный), кербюеччю (провидец), ичээн (знахарь), ойуун (шаман), удаган (шаманка)…
Тем (абаасы), которые живут в верхнем мире, приносят в жертву только конный скот (одно из доказательств, что якуты были первоначально конным народом), а тем, которые живут в нижнем мире, — только рогатый скот. И эти духи живут своим хозяйством, имеют свой скот, но верхние духи имеют только конный скот, а нижние — только рогатый скот». (Ионов, Сб. МАЭ, т. 5, в. I, сс. 156-161).
Охотничий культ
Хозяин леса
«Главный лесной бог и всякого промысла звериного и рыбного — Бай-баянай. Его называют хозяином леса. Его идол имел вид старика в белой заячьей одежде и с окрашенными кровью щеками. Жертв особенных ему не приносится, кроме того, что из добычи частичка кладется в огонь, с призыванием имени его с братьями; имена их: (главного) — Бай-баянай-огоинер; 2) Куралай-бергянь; 3) Курагачи-сюрюк; 4) Тыргабытырыс; 5) Хаппах-сегелен; 6) «Добун-соххор и д) Сожан-Эркип. Все они очень щедры, кроме двух последних, которые постоянно препятствуют промыслу». (Попов, с. 129).
«Лесной дух — баянай (богачей, если слово производное от прилагательного бай — богатый), он же покровитель охотников; вообще у якутов все имеет своего духа: воды, горы, камни, леса, трава, кусты, посуда, орудия и проч.; нет такого предмета, такой вещи, у которой не было бы духа (иччи)». (Горохов, Материалы, с. 39).
«Баянаев — духов, покровительствующих охоте, — 11: девять родных братьев и две их сестры. Они произошли от людей. В глубокой древности жили девять братьев и две их сестры; они были бедные и пропитывались исключительно звероловством. Когда они умерли, то души их превратились в Баянаев». (Ястремский, с. 256).
Призывание духов леса перед охотой
«Зверолов, наставивши свои самострелы, ловушки и пасти, вечером, стоя перед огнем, призывает всех Баянаев по именам и говорит: ешьте! кушайте! И с этими словами бросает в огонь лучший кусок: мясо или масло. Духи в это мгновение вселяются в охотника и устами его говорят:
«Ой-ой-ой! ой-ой-ой! Вот обилие пищи, вот обилие пищи! Ха-ха- ха! Смотри-ка, каковы друзья у меня, каковы друзья у меня! Не пригнать ли мне с гиком белую и черную пушнину с дальних падей и распутий? Не хватить ли ярою стрелою? Не шевельнуть ли крепкое полено?» — и т. д.». (Ястремский, с. 257).
Благодарственное обращение к духу леса по добыче лося
«Богатый Баянай! Всячески богатый, головных шкур доха, быстрая стрела, проворная булава, меткая стрела, крупного темного леса дух, девяти мысов дух, ешьте, кушайте!».
Кровавую затесину (деревянное изображение Баяная) я кровью мажу. Одну скулу твою я мажу кровью, ужо и другую помажу. Прогони быстроногих. По крупному темному лесу путь твой открой. Ух! Ух! Ух!
Затем затесину мажут кровью лося, а в огонь бросают масла или хаяху (смесь молока с маслом)». (Ястремский, сс. 258-9).
Хозяева
«Слово иччи в якутском языке означает прежде всего хозяина, а затем духа-властителя. Зародыш в яйце называется сымыыт иччитэ (хозяин яйца), зрачок — харах иччитэ (хозяин глаза), хозяин лошади (ат иччитэ). Некоторые домашние вещи имеют иччи, например, веник; нож, которым часто наносят себе порезы, также имеет иччи; предметы, начавшие почему-либо издавать звук или обнаруживать движение, приобретают с этого момента иччи; слово человека имеет, по мнению якутов, силу влиять на предметы и потому оно становится по отношению к ним, в том или другом случае, временным иччи». (В. Трощанский, с. 26).
«Все предметы и явления природы, влияющие непосредственно на благосостояние человека, имеют своего иччи. Его имеют: озеро, река, вода, дерево, лес, камень, земля, каждый участок покоса, дорога, горы; ущелья, водовороты и т. д. Эти существа не принадлежат ни к разряду айыы, ни к разряду абаасы, хотя в сказках их называют абаасылар’ами в тех случаях, когда они угрожают каким-либо злом». (В. Трощанский, с. 27).
Хозяин огня
«Божества огня, называемого: Аал-уот-эся, 7 братьев: Быржа-бытык, Кырыл-тюсюмярь, Кюндюль-чаган, Кюря-чаган, Хань-чаган, Хатан-содуя, Ылгын-эрбия. Изображения их неизвестны. Происходят от небесных божеств. Жертвы им приносятся при всех торжественных случаях, кладутся в огонь куски пищи и льются жидкости, с произношением названий и просьбою благосклонно принять.
Божества огня являются во сне, в виде тощего маленького старичка, с белой бородой и соломенной тросточкой, лежащего на очаге».
(Попов, в Изв. ВСОРГО, т. 17, № 1-2, с. 125).
«Станет ли якут есть мясо, он непременно отрежет кусочек жиру и бросит в огонь; станет ли пить молоко, кумыс, и даже сивуху, он плеснет их немного на огонь из чашки. Даже болезни приписывают гневу этой стихии, а потому во время шаманства над больным стараются во-первых умилостивить огонь, а потом уже призывается какой-нибудь дух, которого шаман почитает виновником бедствия. Огонь, по мнению якутов, дух чистейший, а потому берегутся оскорбить его чем-нибудь нечистым; никто не осмелится поразить его топором, ножом, палкою. Оскверненная вещь переносится через огонь и получает первобытную чистоту. Солнце и огонь у якутов поборники истины».
(Щукин, Якуты, Журн. Мин. Вн. Д., 1854 г. № 7, отд. 3, с. 18).
Почитание животных
«Трудно сказать, существовало ли у якутов поклонение животным. В настоящее время они с мистическим страхом относятся к очень свирепому черному медведю, которого называют эсэ, дедушка, хотя это им не мешает охотиться за ним и убивать его… Однако, это не может еще служить доказательством того, что у якутов было почитание животных. В пользу этого скорее может служить то отношение к орлу, которое наблюдается и теперь. Несомненно, орел играл видную роль в религиозных верованиях якутов, но она неизвестна…
Орел называется тойон кыыл (господин животное) и считается ойуун обаасыта, шаманский абаасы». (Трощанский, сс. 55-6).
«На севере о медведе остерегаются говорить худо, даже не следует упоминать громко его имени всуе; его имя «дед», эсэ, но имя это не хорошее, и зверь за него сердится, в виду этого зовут его: кок, или просто «черный», часто потихоньку зовут его «злым лесным духом», а то даже Улу-тоёном. Когда на Алдане, на толпу охотников, отправившихся убить медведя, свирепствовавшего в окрестностях и уже растерзавшего одного промышленника, отыскиваемый ими зверь сам напал врасплох, то все сорок человек с криком: Улу-тоён! повалились перед ним ниц на землю, и только три человека, опытные медвежьи охотники, присели под рогатинами и нацелились из винтовок: но и эти кричали: «Улу- тоён! Улу-тоён!.. Постой, не сердись!». (Серошевский, Якуты, с. 658).
«Замечателен один обряд, распространенный повсеместно среди якутов. Когда они убьют медведя, то все участвующие в охоте должны выпить чашку теплой крови зверя, съесть кусок сырой печени, сердца и троекратно крикнуть, обратясь к небу: ух! — тогда только они безопасны от его мщения. Впрочем, на севере верят, что «кто убил много медведей, тот непременно от них погибнет». (Серошевский, Якуты, с. 660).
«Медведь умен, как человек, даже умнее; он все может, все знает и понимает, и если не говорит, то только потому, что он не хочет», — говорят якуты. (Серошевский, С. 660).