Сицилийские ткани

К арабско-мавританской группе следует отнести и ткани Сицилии, большого острова на Средиземном море, который в течение средних веков последовательно переходит из рук Рима к остготам, византийцам, арабам, норманнам, германским Гогенштауфенам, французам и испанцам. Арабы овладевают Сицилией в начале IX века и основывают там, как и в других странах, многочисленные ткацкие мастерские — тирацы. Ко времени завоевания Сицилии норманнами (XI век) Европа достаточно была знакома с восточными тканями и высоко их ценила. Поэтому норманнские властители острова не только не упразднили развившееся до них арабское производство, но даже еще более его расширили, привлекши к своему двору лучших мусульман-художников. Вместе с тем были оживлены на острове и некоторые оставшиеся там традиции византийского искусства. Во время войны Сицилии с Византией в первой половине XII века норманнский герцог Рожер II захватил Коринф, Фивы и Афины и переселил оттуда в Сицилию греческих ткачей по шелку. Эпоха крестовых походов значительно повысила спрос на продукцию Сицилии. Крестоносцы, познакомившиеся с художественной промышленностью Востока и пораженные красотой мусульманских тканей, вывозили их к себе на родину. Растущая роскошь увеличивала спрос и требовала все новых и новых образцов. Транспорт их из Сирии и Малой Азии в Западную Европу в то время был долог и опасен, так как морские разбойники грабили суда. Сицилия лежала на половине этого торгового пути. Ее шелковые ткани, копировавшие восточные образцы, с успехом заменяли произведения Бруссы, Алеппо, Дамаска и других центров восточной мусульманской промышленности. В узорах палермских тканей XI и XII веков норманнское влияние почти незаметно. Тип их украшений аналогичен принятому на Востоке: своеобразная флора, условные сасанидские фигуры животных, туловище которых часто орнаментовано. Рисунок узора обычно очень четкий и крупный, построенный по горизонтальным рядам. Коптско-египетские мотивы — павлины, попугаи, жирафы, львы — обрабатываются со свойственной византийскому искусству геральдической импозантностью. Временами даются самые причудливые сочетания, поразительно смелые по замыслу и исполнению.
Интересный образчик сицилийских тканей XII века дает коронационная мантия австрийских императоров, хранящаяся в Вене. Она представляет собою гладкую пурпурную, типа византийской, ткань, в виде почти правильного полукруга, со сложным золотым шитьем.
Композиция ее состоит из древа жизни, имеющего форму пальмы. По обеим его сторонам изображены повернутые в противоположные стороны львы. Они собираются растерзать поверженных наземь верблюдов. Некоторые декоративные мотивы — ветви, гривы львов, недоуздки верблюдов — оставлены незашитыми, и пурпур ткани выступает среди шитья золотом и жемчугом, подчеркивающего линии рисунка. На подоле, по широкой кайме идет шитая же золотом надпись: «… составляет часть того, что было сработано на королевской мануфактуре, где правит счастье и честь… в столице Сицилии в 528 году эгира», то есть 1133 г. нашей эры (см. рис. 136). Под эту великолепную мантию сделан стихарь из белой шелковой тяжелой материи типа венецианского аксамита. По вороту и по обшлагам он отделан полосой пурпура, шитого золотом и жемчугом, с узором геометрического типа, но более спокойной трактовки, чем в Альгамбре, — из замкнутых и закругленных фигур. Внизу по подолу идет широкая кайма из четырех полос лилового пурпура и белого шелка. На самой широкой полосе каймы узор из сочетаний геометрического орнамента с грифонами, а на одной из более узких — латинская надпись, указывающая на дату — 1181 год («Operatum felici urbi — Panormi XV anno regni Dni W. Dii. Gi. Regis Siciliae ducat — Apulie et principat. Cap. filii regis. W. indicatione XIII»). (см. рис. 130).

Рис. 130. Сицилийская вышивка XII века. Вена. Музей

В соборе Ратисбона имеются две шелковые ткани — дар Генриха VI Гогенштауфена. На одной из них дана чрезвычайно эффектная трактовка византийского сюжета — двуглавого орла, под которым внизу изображены львы, пожирающие ланей. Основа построения рисунка — сасанидско-коптская, но с значительной долей и местного, своеобразного подхода. По крыльям орла идет арабская надпись, указывающая, что ткань сделана мастером Абд-Эль-Азисом для короля Вильгельма II (1169-1189) (см. рис. 132). Еще более самостоятельная переработка основных традиций выступает перед нами в куске богатой золотой парчи с погребального одеяния Генриха VI († 1197) (см. рис. 133). Характер рисунка этой ткани вместе с тем близок к испанскому. Интересна далее великолепная мантия короля Роберта Неаполитанского (1309-1343), хранящаяся в Тулузе, с павлинами и куфической надписью: «Совершенное благословение» (см. рис. 131). Мотивы парных павлинов, посаженных в профиль, обычны в сицилийском искусстве. Они встречаются и в стенной росписи дворцов Палермо (Zisa), и в изделиях из слоновой кости. В инвентарях 1309 года упоминается: «Casula vetustissima diversis coloribus ad paones» (diversis coloribus — разными цветами). Цвета на ней меняются по рядам: павлины и другие мотивы то затканы красным, то зеленым, то желтым.

Рис. 131. Сицилийская ткань XIV века. Тулуза. Соборная ризница

Рис. 132. Сицилийская парча XII века. Берлин. Художественно-промышленный музей

Рис. 133. Сицилийская ткань XII века. Лондон. Британский музей

Наконец, чрезвычайно смелая трактовка, под несомненным влиянием византийских мастеров, дана нам в большой атласной завесе из города Вихь близ Барселоны. Ткань темно-красного цвета с черным узором, местами заткана белыми нитями (типичная расцветка византийских тканей с орлами). Композиция рисунка развернута по горизонтальным рядам: в одном ряду — парные павлины с поднятыми хвостами, в другом — сдвоенные птичьи туловища с львиной головой и лапами, обрамленные змеями. Причудливость и фантастичность фигур второго ряда производит сильное, но в то же время дисгармоническое впечатление; эта дисгармония примиряется в сопоставлении с более спокойными фигурами павлинов и в сочетании с другими деталями, удачно заполняющими все остальное поле ткани (см. рис. 134).

Рис. 134. Сицилийская ткань XIII века. Испания. Вихь

С течением времени и в сицилийских мастерских работники-мусульмане вытесняются христианами. Начинают попадаться в узорах христианские символы — гербовые щиты, короны, кресты. Арабский стиль трактовки сохраняется, но арабские надписи и здесь, как в Испании, утрачивают смысл, превращаются в элемент орнамента. Из тканей этого позднего периода, с псевдоарабскими надписями, отметим так называемый саван св. Потенция в ризнице собора города Санса (см. рис. 135) и покрывало с мощей св. Лупа. В обеих этих тканях — обычные мотивы узоров: медальоны с грифонами и птицами, повернутыми друг к другу и разделенными древом жизни. Под древом надпись из фантастических букв.

Рис. 135. Сицилийская ткань XIII века. Соборная ризница Санса

Рис. 136. Сицилийская вышивка XII века. Вена. Музей

Позднее, после завоевания Сицилии французами, сопровождавшегося процессом рефеодализации, и после крупного восстания 1282 года, известного под именем «Сицилийской вечерни», сицилийские мастера перебрались на континент и нашли себе убежище в ближайших городах Апеннинского полуострова, где и осели.
Другие, выбравшись из Сицилии позднее, отправились к северу и поселились в Лукке, Пизе, Флоренции, Сиенне, Генуе, Турине, Милане и Венеции. Все эти города, создавшие себе богатство еще во времена крестоносцев и как раз в это время развивавшие местное производство тканей, с охотой приняли искусных мастеров, умевших работать дорогие ткани. Часть беглецов добралась до берегов Испании и перенесла свои навыки на почву этой страны. Что же касается самой Сицилии, то после XIII века об ее тканях в исторических документах никаких сведений нет. В описях римской курии от 1295 года, где упоминаются многочисленные ткани Востока, Византии, Испании и Венеции, уже ни слова не сказано о тканях Сицилии.
Это значит, конечно, не то, что ее промышленность совершенно прекратилась, но что произведения других городов Италии заняли место когда-то славных палермских мастерских.