Декоративное искусство
Новые мощные стимулы для развития получают после революции традиционные виды народного декоративного творчества: вышивки, ковры, резьба по дереву, декоративные росписи и др.
Народные художественные ремесла, пришедшие, как мы отмечали выше, в период колониального порабощения Средней Азии в состояние упадка, реконструируются на новой основе. В системе промысловой кооперации организованы многочисленные артели, объединившие десятки народных мастеров и мастериц. В Ташкенте создан большой учебно-производственный комбинат кустарной художественной промышленности, в котором работает целая плеяда старых народных мастеров Узбекистана: усто-наккош (мастер по росписи) Алимджан Касымджанов, резчик по дереву Сулейман Ходжаев, мастер керамических росписей Тураб Миралиев, панджара-сос (мастер сложных решеток из дерева) Наср-эддин Зия Кариев, мастер художественной набойки на материю Абду Рахим Гафуров и др. Они обучают своему искусству молодежь и одновременно работают над новыми произведениями.
Ковровая экспериментальная мастерская, объединившая несколько десятков лучших ковровщиц Туркмении, устроена ковровым союзом в кишлаке Кишы под Ашхабадом. Почти все виды и формы народного декоративного творчества, которые описаны в предшествующей главе, продолжают существовать или вновь возрождаются после революции. Народными мастерами делаются стенные гипсовые декорации и росписи, изготовляются вышивки и ткани, украшаются резьбой колонны, расписывается глиняная керамика, ткутся ковры и т. д.
Сейчас мы наблюдаем интенсивное расширение сферы применения народного декоративного искусства. Мастера привлекаются к украшению общественных зданий, парков, садов, оформлению народных праздников. В ташкентском Доме пионеров декоративные росписи исполняли народные мастера Усто-Тураев и Абдувакиль Исаев. Многочисленны расписанные народными мастерами красные чайханы, клубы и другие общественные здания. Разнообразное применение находит декоративное искусство в украшении новых видов костюма, мебели (столы, ширмы, шкатулки) и других современных бытовых предметов.
Изживая художественный и технический регресс, который проявился, в народном творчестве в конце XIX — начале XX вв., мастера восстанавливают былое художественное качество орнаментального искусства.
В области ковроделия одним из важных экономических мероприятий советской власти явилось восстановление производства стойких растительных красителей, что для ковров означало не только улучшение их технического, но и художественного качества. Это мероприятие имело большое значение также для вышивки и других видов текстильного искусства.
Образцом исключительно высокой по художественному совершенству современной работы по войлоку является редкая по богатству орнамента и тонкости исполнения, принадлежащая Музею в Алма-Ата кошма работы казахской мастерицы Барлыбаевой (илл. 97). Отметим также очень хорошие по художественным достоинствам, украшенные традиционными узорами киргизские кошмы и циновки — чии (илл. 98), работы колхозницы Бюбюшай Итекеновой. Из произведений узбекских и таджикских мастеров назовем тонкие по рисунку и богатые по колориту орнаментальные росписи узбекского мастера Алимджана Касымджанова (илл. 99) и таджика мастера Якуба Рауфова (Ташкент), деревянные резные изделия ташкентских мастеров Абдумуталла Турсунбаева, Сулеймана Ходжаева, Максуда Касымова (илл. 100), мастеров хивинских артелей (илл. 101) и мастеров артели «Красный труд» в Ура-Тюбе, расписную керамику, изготовленную в Ташкенте и других местах (илл. 102), работы вышивальщиц самаркандской артели «Труд женщины» и др. Интересно, что даже такая отрасль искусства, как миниатюра для украшения рукописей, продолжает существовать в Бухаре. Мастер Подшоев в 1936 г. исполнил хранящуюся сейчас в Музее восточных культур миниатюру с изображением мавзолея в Тусе (Иран) и иллюстрировал стилизованными под старую миниатюру рисунками рукопись Джами «Юсуф и Зулейка».
Можно было бы привести еще огромное число примеров, показывающих, что современные мастера и мастерицы сохраняют и развивают доставшееся им в наследство, веками выработанное декоративное искусство узора. Но вместе с тем в народном художественном творчестве послереволюционного периода мы видим целый ряд явлений, свидетельствующих о большом росте мастеров и их стремлении в области своего искусства найти способы выражения новых, принесенных революцией идей. Традиционный узор освобождается от всего, что внесли в него вековой гнет и чуждая народу идеология ислама. Вместо старых, часто религиозных надписей в орнаментику вплетаются тексты революционных лозунгов. Для примера можно указать изготовленное еще в 1927 г. бухарским мастером, хранящееся в Музее восточных культур, расписное деревянное блюдо, на котором среди сочного по краскам растительного узора помещены написанные арабским шрифтом призывы к уничтожению эксплуататоров и приветствия революции.
Сама орнаментика становится более свободной и жизненной по трактовке и обогащается новыми мотивами. Мастера художественной керамики в Ташкентском комбинате вводят в росписи блюд орнамент, изображающий хлопок. Хлопковый узор, узор из виноградных лоз, стилизованные изображения самолетов и другие мотивы мы видим на новых туркменских коврах. Почти во всех видах народного изобразительного творчества, от больших архитектурных панно и до украшения табакерок из тыквы (нас-каду), в качестве орнаментальных мотивов появились советские эмблемы: серп и молот, пятиконечная звезда и др. (илл. 102,3, 103 и 104).
На вышивке, исполненной таджикскими мастерицами Бабаджановой и Камиловой в г. Ура-Тюбе в 1936 г., в центре композиции помещено контурное изображение пятиконечной звезды, внутри которой вышит советский герб (илл. 104). По бокам от звезды расположены очень живо исполненные куст хлопка и ветка с гроздьями винограда. Кайма заполнена традиционным таджикским орнаментом из растительных и геометрических розеток. Обогащая узор, народные мастера и мастерицы Средней Азии в своем новом творчестве выходят за пределы чисто орнаментальных форм и создают сюжетные изображения на близкие им темы советской действительности. В этом отношении интересны факты уже известных в области искусства росписей. Ура-тюбинский мастер «наккошо», таджик Усто Шо-Хайдар, на стенах красных чайхан изобразил различные сюжеты индустриализации страны и нового колхозного труда (украшенные развевающимися флагами гигантские заводы, летящие самолеты и дирижабли, колхозников, опрыскивающих дерево, и т. д.). Отметим известные по воспроизведениям в печати, написанные в чайхане колхоза «Гюлистан» Кайнарского района художником-колхозником панно, изображающие уборку хлопка, поезда, везущие его на фабрики, и другие сюжеты новой жизни Узбекистана. Очень интересны портретные изображения на коврах, керамике и других изделиях народного художественного ремесла.
Во всех уголках Советского союза мы наблюдаем стремление мастеров народного творчества передать в своих произведениях образы великих вождей революции, с именами которых неразрывно связаны идеи ленинско-сталинской национальной политики и победы социализма.
В Туркмении еще в 20-х годах появились ковровые изделия с портретными изображениями В. И. Ленина (ковер, вытканный дехканкой Шараповой, и др.). В 1936 г. первые партии портретных ковров вышли из экспериментальной ковровой мастерской Туркменского коврового союза. В этих коврах мастерицы стремятся по заранее заготовленному рисунку воспроизвести в центральном поле реалистическое портретное изображение. Коймы портретных ковров насыщаются орнаментикой, в которой очень много новых мотивов, а также часто включены различные сюжетные композиции. Ашхабадскими мастерицами вытканы ковры с портретами В. И. Ленина (илл. 105), И. В. Сталина, М. И. Калинина и В. М. Молотова.
В Самаркандском кустарно-промышленном техникуме и в Ашхабаде еще 6-7 лет назад делались опыты сюжетных росписей на блюдах.
В 1936 г. серию настенных расписных блюд с портретными изображениями выпустил керамический отдел Ташкентского учебно-производственного комбината кустарной художественной промышленности. Каждый портрет, помещенный в центре блюда, окружен пышным орнаментальным узором (см. настенное блюдо с портретом И. В. Сталина (илл. 106). Блюда с портретами исполняются также в Казахстане алма-атинской артелью (илл. 107).
В среде работников, занимавшихся кустарной художественной промышленностью Средней Азии, существовала националистическая «теория», которая базировала развитие народного художественного ремесла только и исключительно на подражании старому орнаментальному искусству. Эта вредительская теория снимала вопрос о критическом освоении национального художественного наследия и в то же время препятствовала обогащению народного творчества новым содержанием и новыми формами. К сожалению, эта теория находила отражение в работе некоторых среднеазиатских учреждений и тормозила процесс развития искусства. Эта теория теперь разоблачена и разбита практикой народного творчества.
Народные мастера работают над развитием и обогащением своего творческого метода. В сюжетных изображениях, в новом орнаменте и его трактовке видно часто еще элементарно выраженное, но совершенно несомненное стремление передовых народных мастеров работать над созданием реалистического образа в своем искусстве. Становясь на этот творческий путь, они не отбрасывают, а стремятся использовать богатейший опыт декоративного искусства прошлого, по-новому его перерабатывая.