Советское искусство Средней Азии

Декоративное искусство

Новые мощные стимулы для развития получают после революции традиционные виды народного декоративного творчества: вышивки, ковры, резьба по дереву, декоративные росписи и др.
Народные художественные ремесла, пришедшие, как мы отмечали выше, в период колониального порабощения Средней Азии в состояние упадка, реконструируются на новой основе. В системе промысловой кооперации организованы многочисленные артели, объединившие десятки народных мастеров и мастериц. В Ташкенте создан большой учебно-производственный комбинат кустарной художественной промышленности, в котором работает целая плеяда старых народных мастеров Узбекистана: усто-наккош (мастер по росписи) Алимджан Касымджанов, резчик по дереву Сулейман Ходжаев, мастер керамических росписей Тураб Миралиев, панджара-сос (мастер сложных решеток из дерева) Наср-эддин Зия Кариев, мастер художественной набойки на материю Абду Рахим Гафуров и др. Они обучают своему искусству молодежь и одновременно работают над новыми произведениями.
Ковровая экспериментальная мастерская, объединившая несколько десятков лучших ковровщиц Туркмении, устроена ковровым союзом в кишлаке Кишы под Ашхабадом. Почти все виды и формы народного декоративного творчества, которые описаны в предшествующей главе, продолжают существовать или вновь возрождаются после революции. Народными мастерами делаются стенные гипсовые декорации и росписи, изготовляются вышивки и ткани, украшаются резьбой колонны, расписывается глиняная керамика, ткутся ковры и т. д.
Сейчас мы наблюдаем интенсивное расширение сферы применения народного декоративного искусства. Мастера привлекаются к украшению общественных зданий, парков, садов, оформлению народных праздников. В ташкентском Доме пионеров декоративные росписи исполняли народные мастера Усто-Тураев и Абдувакиль Исаев. Многочисленны расписанные народными мастерами красные чайханы, клубы и другие общественные здания. Разнообразное применение находит декоративное искусство в украшении новых видов костюма, мебели (столы, ширмы, шкатулки) и других современных бытовых предметов.
Изживая художественный и технический регресс, который проявился, в народном творчестве в конце XIX — начале XX вв., мастера восстанавливают былое художественное качество орнаментального искусства.
В области ковроделия одним из важных экономических мероприятий советской власти явилось восстановление производства стойких растительных красителей, что для ковров означало не только улучшение их технического, но и художественного качества. Это мероприятие имело большое значение также для вышивки и других видов текстильного искусства.

Казахская кошма современной работы

96. Казахская кошма современной работы

Образцом исключительно высокой по художественному совершенству современной работы по войлоку является редкая по богатству орнамента и тонкости исполнения, принадлежащая Музею в Алма-Ата кошма работы казахской мастерицы Барлыбаевой (илл. 97). Отметим также очень хорошие по художественным достоинствам, украшенные традиционными узорами киргизские кошмы и циновки — чии (илл. 98), работы колхозницы Бюбюшай Итекеновой. Из произведений узбекских и таджикских мастеров назовем тонкие по рисунку и богатые по колориту орнаментальные росписи узбекского мастера Алимджана Касымджанова (илл. 99) и таджика мастера Якуба Рауфова (Ташкент), деревянные резные изделия ташкентских мастеров Абдумуталла Турсунбаева, Сулеймана Ходжаева, Максуда Касымова (илл. 100), мастеров хивинских артелей (илл. 101) и мастеров артели «Красный труд» в Ура-Тюбе, расписную керамику, изготовленную в Ташкенте и других местах (илл. 102), работы вышивальщиц самаркандской артели «Труд женщины» и др. Интересно, что даже такая отрасль искусства, как миниатюра для украшения рукописей, продолжает существовать в Бухаре. Мастер Подшоев в 1936 г. исполнил хранящуюся сейчас в Музее восточных культур миниатюру с изображением мавзолея в Тусе (Иран) и иллюстрировал стилизованными под старую миниатюру рисунками рукопись Джами «Юсуф и Зулейка».

Современная казахская кошма, украшенная аппликацией

97. Современная казахская кошма, украшенная аппликацией

Киргизский чий (циновка). 1936 г.

98. Киргизский чий (циновка). 1936 г.

Расписная крышка столика. Работа узбекского мастера Алимджана Касымджанова. Ташкент, 1923 г.

99. Расписная крышка столика. Работа узбекского мастера Алимджана Касымджанова. Ташкент, 1923 г.

Ажурная деревянная ширма. Ташкент. 1936 г.

100. Ажурная деревянная ширма. Ташкент. 1936 г.

Резная деревянная колонна. Хива. 1937 г.

101. Резная деревянная колонна. Хива. 1937 г.

Можно было бы привести еще огромное число примеров, показывающих, что современные мастера и мастерицы сохраняют и развивают доставшееся им в наследство, веками выработанное декоративное искусство узора. Но вместе с тем в народном художественном творчестве послереволюционного периода мы видим целый ряд явлений, свидетельствующих о большом росте мастеров и их стремлении в области своего искусства найти способы выражения новых, принесенных революцией идей. Традиционный узор освобождается от всего, что внесли в него вековой гнет и чуждая народу идеология ислама. Вместо старых, часто религиозных надписей в орнаментику вплетаются тексты революционных лозунгов. Для примера можно указать изготовленное еще в 1927 г. бухарским мастером, хранящееся в Музее восточных культур, расписное деревянное блюдо, на котором среди сочного по краскам растительного узора помещены написанные арабским шрифтом призывы к уничтожению эксплуататоров и приветствия революции.
Сама орнаментика становится более свободной и жизненной по трактовке и обогащается новыми мотивами. Мастера художественной керамики в Ташкентском комбинате вводят в росписи блюд орнамент, изображающий хлопок. Хлопковый узор, узор из виноградных лоз, стилизованные изображения самолетов и другие мотивы мы видим на новых туркменских коврах. Почти во всех видах народного изобразительного творчества, от больших архитектурных панно и до украшения табакерок из тыквы (нас-каду), в качестве орнаментальных мотивов появились советские эмблемы: серп и молот, пятиконечная звезда и др. (илл. 102,3, 103 и 104).

Современные узбекские глиняные расписные блюда

102 (1, 2). Современные узбекские глиняные расписные блюда

Современные узбекские глиняные расписные блюда (3 - узор, подражающий росписи по дереву. 1937 г.; 4 - "риштанский" узор. 1937 г.)

102 (3, 4). Современные узбекские глиняные расписные блюда (3 — узор, подражающий росписи по дереву. 1937 г.; 4 — «риштанский» узор. 1937 г.)

Вышивка шелком. Самарканд. 1936 г.

103. Вышивка шелком. Самарканд. 1936 г.

Таджикская вышивка. Ура-Тюбе. 1936 г.

104. Таджикская вышивка. Ура-Тюбе. 1936 г.

На вышивке, исполненной таджикскими мастерицами Бабаджановой и Камиловой в г. Ура-Тюбе в 1936 г., в центре композиции помещено контурное изображение пятиконечной звезды, внутри которой вышит советский герб (илл. 104). По бокам от звезды расположены очень живо исполненные куст хлопка и ветка с гроздьями винограда. Кайма заполнена традиционным таджикским орнаментом из растительных и геометрических розеток. Обогащая узор, народные мастера и мастерицы Средней Азии в своем новом творчестве выходят за пределы чисто орнаментальных форм и создают сюжетные изображения на близкие им темы советской действительности. В этом отношении интересны факты уже известных в области искусства росписей. Ура-тюбинский мастер «наккошо», таджик Усто Шо-Хайдар, на стенах красных чайхан изобразил различные сюжеты индустриализации страны и нового колхозного труда (украшенные развевающимися флагами гигантские заводы, летящие самолеты и дирижабли, колхозников, опрыскивающих дерево, и т. д.). Отметим известные по воспроизведениям в печати, написанные в чайхане колхоза «Гюлистан» Кайнарского района художником-колхозником панно, изображающие уборку хлопка, поезда, везущие его на фабрики, и другие сюжеты новой жизни Узбекистана. Очень интересны портретные изображения на коврах, керамике и других изделиях народного художественного ремесла.
Во всех уголках Советского союза мы наблюдаем стремление мастеров народного творчества передать в своих произведениях образы великих вождей революции, с именами которых неразрывно связаны идеи ленинско-сталинской национальной политики и победы социализма.
В Туркмении еще в 20-х годах появились ковровые изделия с портретными изображениями В. И. Ленина (ковер, вытканный дехканкой Шараповой, и др.). В 1936 г. первые партии портретных ковров вышли из экспериментальной ковровой мастерской Туркменского коврового союза. В этих коврах мастерицы стремятся по заранее заготовленному рисунку воспроизвести в центральном поле реалистическое портретное изображение. Коймы портретных ковров насыщаются орнаментикой, в которой очень много новых мотивов, а также часто включены различные сюжетные композиции. Ашхабадскими мастерицами вытканы ковры с портретами В. И. Ленина (илл. 105), И. В. Сталина, М. И. Калинина и В. М. Молотова.

Ковер с портретом В. И. Ленина. Работа ашхабадских ковровщиц (Туркменская ССР). 1936 г.

105. Ковер с портретом В. И. Ленина. Работа ашхабадских ковровщиц (Туркменская ССР). 1936 г.

В Самаркандском кустарно-промышленном техникуме и в Ашхабаде еще 6-7 лет назад делались опыты сюжетных росписей на блюдах.
В 1936 г. серию настенных расписных блюд с портретными изображениями выпустил керамический отдел Ташкентского учебно-производственного комбината кустарной художественной промышленности. Каждый портрет, помещенный в центре блюда, окружен пышным орнаментальным узором (см. настенное блюдо с портретом И. В. Сталина (илл. 106). Блюда с портретами исполняются также в Казахстане алма-атинской артелью (илл. 107).

Блюдо с портретом И. В. Сталина. Исполнение Ташкентского учебно-производственного комбината. 1936 г.

106. Блюдо с портретом И. В. Сталина. Исполнение Ташкентского учебно-производственного комбината. 1936 г.

Блюдо с портретом казахского народного певца-орденоносца Джамбула. Алма-Ата. 1936 г.

107. Блюдо с портретом казахского народного певца-орденоносца Джамбула. Алма-Ата. 1936 г.

В среде работников, занимавшихся кустарной художественной промышленностью Средней Азии, существовала националистическая «теория», которая базировала развитие народного художественного ремесла только и исключительно на подражании старому орнаментальному искусству. Эта вредительская теория снимала вопрос о критическом освоении национального художественного наследия и в то же время препятствовала обогащению народного творчества новым содержанием и новыми формами. К сожалению, эта теория находила отражение в работе некоторых среднеазиатских учреждений и тормозила процесс развития искусства. Эта теория теперь разоблачена и разбита практикой народного творчества.
Народные мастера работают над развитием и обогащением своего творческого метода. В сюжетных изображениях, в новом орнаменте и его трактовке видно часто еще элементарно выраженное, но совершенно несомненное стремление передовых народных мастеров работать над созданием реалистического образа в своем искусстве. Становясь на этот творческий путь, они не отбрасывают, а стремятся использовать богатейший опыт декоративного искусства прошлого, по-новому его перерабатывая.