Тосканское искусство XV века (кватроченто в Тоскане)

Архитектура кватроченто в Тоскане и ее влияние на другие архитектурные школы

Архитектура эпохи Возрождения значительно запаздывает в своем развитии по сравнению с живописью и пластикой. Несмотря на то, что уже в конце XIII в. флорентийское правительство развертывает широкую строительную деятельность, итальянская архитектура вплоть до начала XV в. живет старыми традициями: строительными конструкциями и формами готики. Заложенный в 1295 г. Флорентийский собор (Санта-Мариа дель Фиоре), строившийся более ста лет, является зданием готического стиля. В том же стиле построены соборы Милана и Орвьето. Знаменитая колокольня (кампанилэ), легко возносящаяся рядом с громадной массой Флорентийского собора и построенная по проекту Джотто, точно так же является образцом готического стиля (рис. 66). Что касается светских зданий этой ранней поры Ренессанса, то и они (например, палаццо Веккио во Флоренции, палаццо Пубблико в Сиене, палаццо Дожей в Венеции) по своим конструкциям и формам являются готическими зданиями и носят в большей или меньшей степени феодально-замковый характер.

Флорентийский собор и кампанилэ

Рис. 66. Флорентийский собор и кампанилэ

Только в первой половине XV в. появляются признаки нового архитектурного стиля. Крупнейшим строителем этого времени был Филиппо Брунеллески (1377-1446). Первой крупной работой Брунеллески было завершение куполом Флорентийского собора. Правда, купол Брунеллески наполовину еще готическое сооружение (* см. сноску ниже), но его великолепный силуэт, его мощная масса, члененная крепкими ребрами на восемь гигантских лопастей, в особенности же изящная лантерна (фонарь), увенчивающая купол, говорят о новом архитектурном чувстве и о проникновении в строительство новых архитектурных элементов (например, пилястры античного характера с полуциркульными арками, на которые опирается перекрытие фонаря). По своим размерам (диаметр — 43 метра) купол Флорентийского собора превосходит все куполы, построенные до него, и до сих пор является одним из крупнейших куполов мира. Законченный в 1434 г., он увенчал собою огромную, немного хаотическую массу (** см. сноску ниже) собора и господствует над городом, четко вырисовываясь на фоне неба.


* Купол Флорентийского собора скорее является восьмигранным, сведенным к центру сводом, чем куполом в полном смысле слова.
** Собор строился без общего плана в течение многих лет, и поэтому естественно, что он производит несколько хаотическое впечатление.


К наиболее совершенным архитектурным произведениям Ренессанса относится построенная Брунеллески при церкви Санта-Кроче во Флоренции между 1430 и 1443 гг. прелестная капелла Пацци. Это небольшое здание, по своим размерам и пропорциям как бы рассчитанное на человеческий рост, является характерным произведением зрелого стиля Брунеллески. Геометрическая (прямоугольная) в плане, приветливая, легкая, ясная по конструкции, капелла Пацци овеяна той человечностью, которая делает это здание типичным детищем Возрождения, никогда не задававшегося целью, как это делало византийское, романское и отчасти даже готическое искусство, подавить человеческую индивидуальность мрачностью и величием громадных архитектурных масс. В особенности высокого мастерства достиг Брунеллески в оформлении фасада капеллы. Шесть легких коринфских колонн, в центре имеющих полуциркульную арку, несут верхнюю часть здания, члененную парными пилястрами, на которых покоится простой, мягкий по своим формам и завершающий эту часть здания карниз. За фасадом во всю его длину развертывается тенистая галерея (портик), в центре имеющая сферический купол. Необычайно просто, с применением античных архитектурных форм (пилястры, фронтон, орнаментика) обработана дверь в капеллу. Оформление внутреннего помещения точно так же является образцом совершенного и простого вкуса (рис. 67).

Ф. Брунеллески. Внутренний вид капеллы Пацци. Флоренция

Рис. 67. Ф. Брунеллески. Внутренний вид капеллы Пацци. Флоренция

Стены расчленены пилястрами на равные и симметричные друг другу плоскости, заполненные нишами и медальонами; на пилястрах лежит карниз, несущий своды и полуциркульные, вписанные друг в друга арки; над центром лежит завершающий сферический купол. Во всем чувствуется характерное для эпохи Возрождения стремление к ясной члененности архитектурного тела, четкости, простоте, гармонии и человечности. Широкое использование античных архитектурных форм, наблюдаемое в капелле Пацци, свидетельствует о быстро возрастающем интересе к античному наследию.
Из других архитектурных произведений церковного характера, созданных Брунеллески во Флоренции, следует назвать церковь (базилику) С.-Лоренцо и «старую ризницу» при ней, а затем более развитую и богатую церковь Сан-Спирито («церковь святого духа»). (К числу значительных и характерных образцов архитектурного творчества, проникнутых античным духом, относится фасад церкви Сан-Франческо в Римини, раннее произведение Леона Баттисты Альберти. Альберти впервые в истории западноевропейской архитектуры применил здесь мотив арки, опирающейся на выступающие полуколонны, навеянный мастеру аркой Августа, находившейся в Римини).
Что касается здания светского назначения, то и здесь искание новых архитектурных форм связано с именем великого Брунеллески. Ему принадлежит постройка Воспитательного дома во Флоренции (Оспедале деи Инноченти), начатого в 1419 г. Это одно из первых и вполне самобытных зданий Ренессанса. По фасаду оно представляет собой галерею из тяжелых арок, покоящихся на коренастых колоннах, и переходящую во втором этаже в гладкую стену, члененную карнизами и окнами. Стремление к ясной члененности и ритмической повторности, столь характерное для стиля Ренессанса вообще, выступает в этом здании со всей определенностью.
Не менее характерно для этих стремлений и другое возведенное Брунеллески во Флоренции светское здание — палаццо ди парте Гвельфа, к сожалению, сильно перестроенное. Попытка расчленить массив фасада этого палаццо пилястрами — одна из наиболее ранних попыток такого рода. Палаццо ди парте Гвельфа является типовым зданием раннего Ренессанса. Постепенно развиваясь, этот архитектурный тип приведет нас к вполне светскому жилому дому, получившему широчайшее распространение в городском архитектурном строительстве позднейших веков.
К числу характернейших и прекрасных образцов архитектурного творчества кватроченто относится могучее палаццо Питти, начатое в 1469 г. архитектором Лукой Фанчелли и построенное по проекту Л. Б. Альберти. Фасад палаццо Питти сложен из грубо отесанных камней («рустика»), благодаря чему все здание производит впечатление сурового крепостного сооружения, но ясная члененность на этажи, большие равномерно расставленные окна, выделенные полукружиями, сложенными из клиньев рустики, парапеты из ионических колоннок, отделяющих этажи, и такой же парапет, завершающий здание, — все это свидетельствует о стремлении архитектора к более четкому и аналитическому архитектурному мышлению.
По своим архитектурным формам близко к палаццо Питти стоит палаццо Медичи (теперь Риккарди), построенное несколько раньше Микелоццо ди Бартоломео (1396-1472). Фасад этого палаццо (рис. 68), так же как фасад палаццо Питти, производит впечатление крепостного фасада.

Микеллоцо да Бартоломео. Палаццо Риккарди (Медичи). Флоренция

Рис. 68. Микеллоцо да Бартоломео. Палаццо Риккарди (Медичи). Флоренция

Нижний этаж также сильно рустирован, верхние этажи имеют гладко тесанные плиты, все здание венчается карнизом на консолях. Специфически ренессансный характер носит внутренний двор палаццо Медичи: он обнесен открытой галереей (лоджией), состоящей из полуциркульных арок, опирающихся на колонны (рис. 69).

Двор палаццо Риккарди (Медичи). Флоренция

Рис. 69. Двор палаццо Риккарди (Медичи). Флоренция

Композитивные (сложного ордера) капители (* см. сноску ниже) этих колонн являются одними из наиболее ранних в зодчестве Возрождения капителей подобного рода.


* Соединение ионических волют с аканфными листьями коринфской капители.


Вполне ренессансным фасадом обладает также палаццо Руччеллаи, спроектированное Л. Б. Альберти и выполненное Бернардо Росселлино. Гладкая рустика, четкая члененность как в горизонтальном направлении, так и по вертикали (равномерно поставленными пилястрами, отделяющими парные окна), гармония в пропорциях и легкая вознесенность всей массы здания, завершенного мягким карнизом, делают палаццо Руччеллаи образцом сложившегося дворцового стиля эпохи Возрождения.
Продолжением и развитием этого стиля являются палаццо позднего кватроченто: во Флоренции великолепное палаццо Строцци (рис. 70), В Риме — богатое и гармоничное палаццо Канчелериа (рис. 71), в Венеции — нарядное, но не лишенное декоративности палаццо Вендрамин-Калерджи. Дворец Строцци, начатый около 1490 г. Бенедетто да Майяно (многие считают строителем палаццо Строцци архитектора Джулиано да Сангалло), и увенчанный древнеримским сильным карнизом, выполненным Кронака около 1500 г., — один из наиболее благородных и величественных дворцов Флоренции.

Палаццо Строцци. Флоренция

Рис. 70. Палаццо Строцци. Флоренция

Палаццо Канчелериа. Рим

Рис. 71. Палаццо Канчелериа. Рим

Палаццо Канчелериа, строитель которого окончательно не установлен (авторами этого палаццо называют Л. Б. Альберти и Браманте), является характерным образцом развитого стиля в светской архитектуре Ренессанса. Более свободные, чем в палаццо Руччеллаи, вертикальные членения с помощью пилястр, которые делят фасад палаццо Канчелериа на неравномерные части, выдвинутый портал (вход) и выступы по обеим сторонам фасада (розелиты), разрушающие однообразие плоскости фасада, сообщают палаццо Канчелериа легкость и изящество, которых не имели суровые флорентийские палаццо первой половины века. Тем же легким изяществом отмечен и внутренний двор палаццо, обнесенный, как это обычно делалось в большинстве палаццо Флоренции, лоджией, но в данном случае двухъярусной и необычайно изящной по формам (рис. 72).

Двор палаццо Канчелериа. Рим

Рис. 72. Двор палаццо Канчелериа. Рим

Венецианский дворец Вендрамин-Калерджи, построенный в 1481 г. Пьетро Ломбарди (?), может служить типичным образцом светских дворцов Венеции, внесшей, отчасти под влиянием Востока, в строгость и чистоту флорентийской архитектуры пышность и декоративную нарядность. Четко члененный, как и фасады дворцов Флоренции, фасад палаццо Вендрамин-Калерджи, благодаря широте парных окон и богатству архитектурно-декоративных форм (каннелированные полуколонны, пилястры, многочисленные арки и пр.) приобретает некоторую прозрачность (ажурность), облегчающую фасадную плоскость и тем самым делающую ее отличной от выдержанных фасадных плоскостей флорентийских дворцов начала века (рис. 73).

Пьетро Ломбарди (?). Палаццо Вендрамин-Калерджи. Рим

Рис. 73. Пьетро Ломбарди (?). Палаццо Вендрамин-Калерджи. Рим

Впрочем, и во Флоренции, как это можно убедиться, сравнивая палаццо Питти с палаццо Руччеллаи или Строцци, общий ход развития архитектуры кватроченто заключался в преодолении суровой готичности и в создании более приветливых и легких зданий.

Тосканская пластика первой половины XV в.

В 1401 г. цеховая организация купцов (Arte de Mercanti di Calimala), которой была поручена забота о флорентийской крещальне (баптистерии), объявила конкурс на скульптурное оформление дверей крещальни. Флорентийский баптистерий находится около собора Санта-Мариа дель Фиоре и представляет собою старинное здание, чрезвычайно почитаемое флорентийцами. Еще в 30-х гг. XIV в. одну из трех дверей этого здания украсил скульптурными рельефами Андреа Пизано да Понтедера. Теперь было решено украсить две другие двери. В конкурсе принимали участие лучшие мастера Италии, в том числе Якопо делла Кверча, Лоренцо Гиберти, архитектор Брунеллески, может быть, Донателло, хотя это мало вероятно, так как ему было тогда не более 16 лет. Победили на этом конкурсе Гиберти и Брунеллески, но в конце концов украшение дверей было выполнено Гиберти, так как Брунеллески, видимо, сам отказался от этой работы, увлеченный архитектурными замыслами.

Якопо делла Кверча

Якопо делла Кверча (1374-1438), принадлежавший к сиенской школе и по характеру своего творчества не вполне отвечавший вкусам, господствовавшим тогда во Флоренции, не получил признания на этом конкурсе; тем не менее он является одним из крупнейших мастеров начала XV в. Около 1406 г. им выполнено в городе Лукке знаменитое надгробие Илларии дель Каретто — второй жены властителя Лукки (рис. 74).

Кверча. Надгробие Илларии дель Каретто. Мрамор. Собор Лукки

Рис. 74. Кверча. Надгробие Илларии дель Каретто. Мрамор. Собор Лукки

Это открытая гробница, представляющая собой саркофаг, на котором лежит Иллария; ее фигура выполнена широкой манерой, хотя параллельно идущие вдоль ее тела складки одежды, равно как и символическое изображение верности, в виде собаки, лежащей в ногах Илларии, свидетельствуют о влиянии на творчество Кверча готики. Совершенно новым художественным мотивом в этом надгробии являются великолепные амуры-ангелы (путти), расположенные по всем четырем сторонам саркофага. Они несут сочно трактованные тяжелые гирлянды. Эти печальные путти, несомненно навеянные античными образцами, свидетельствуют о возрастающем влиянии античного искусства на художественную культуру Италии и являются одним из наиболее ранних изображений амуров в пластике Ренессанса.
Из более поздних и вполне зрелых работ Кверча следует назвать прекрасный рельеф, украшающий одну из сторон купели (крещального сосуда) в сиенском баптистерии, а затем мощные по формам рельефы портала церкви Сан-Петронио в Болонье (рис. 75).

Кверча. Сотворение Адама. Мрамор. Рельеф с портала Сан-Петронио. Болонья

Рис. 75. Кверча. Сотворение Адама. Мрамор. Рельеф с портала Сан-Петронио. Болонья

В этих последних Кверча показал себя великим мастером, работающим в традициях того монументального реализма, который однажды уже получил выражение в рельефах джоттовской кампанилэ, выполненных Андреа Пизано. Сильные, хорошо развитые в движении, насыщенные драматизмом, хотя и грубоватые фигуры прекрасно выражают тот могучий творческий порыв, который свидетельствует о наличии в творчестве Кверча сильной народной струи. Характерно, что Кверча не имел в ближайших поколениях, за исключением Донателло, продолжателей, и лишь шестьдесят лет спустя традиции Кверча были подхвачены гениальным Микельанджело, предшественником которого и надо считать Кверча.

Лоренцо Гиберти

Лоренцо Гиберти (1381-1455) является едва ли не прямой противоположностью Якопо делла Кверча.
Это мастер тонкий, изящный и идеализирующий. «Красота для него стоит выше правды». Великолепный техник, он обогатил скульптурный рельеф Ренессанса новыми техническими возможностями. У него тонкий рисунок, свидетельствующий о том, что в молодые годы Гиберти обучался в ювелирной мастерской своего отчима, его орнаментальные мотивы разнообразны и богаты. Как и большинство художников кватроченто, он испытал на себе сильное воздействие античного искусства, но не сумел проникнуть в самую сущность античного мировоззрения, и поэтому античность он воспринимает скорее внешне-эстетически. Большинство его работ овеяно духом готики, они лиричны и одухотворены, но им недостает того сурового творческого порыва, который был у Кверча, и той силы реалистического отношения к миру, которая так характерна для творчества Донателло.
Гиберти большую часть своей жизни отдал работе над дверьми баптистерия; с 1402 по 1425 г. он работал над северными дверьми, выполнив для них 28 бронзовых рельефов, с 1425 по 1452 г. — над восточными (рис. 76) (* см. сноску ниже).


* Кроме скульптурных работ в бронзе, Гиберти оставил нам теоретические труды в виде трех книг «Комментариев» (есть русский перевод), из которых наиболее значительна 2-я, где Гиберти излагает историю итальянского искусства (от Чимабуэ до себя). Многие справедливо считают Гиберти отцом европейской истории искусств.


Гиберти. Восточные двери флорентийского баптистерия. Бронза. Флоренция

Рис. 76. Гиберти. Восточные двери флорентийского баптистерия. Бронза. Флоренция

Восточные двери баптистерия — одно из наиболее прославленных произведений Ренессанса. И действительно, по разнообразию украшений, по силе изобретательности, с какой Гиберти сочетает старые орнаментальные (часто античные) мотивы с новыми, вводя в лиственный орнамент изображение животных и плодов и широко пользуясь нишами, в которые он помещает человеческие фигуры или головы, наконец, по мягкости и богатству моделировки, с помощью которой он строит тонкий рельеф, позволяющий ему развернуть многофигурные пространственные (с введением в пейзаж сложных архитектурных ансамблей) композиции, — все это делает восточные двери Гиберти одним из замечательных памятников флорентийского кватроченто. Но вместе с тем нельзя не заметить, что десять композиций, отлитых Гиберти в бронзе и украшающих двери баптистерия, больше похожи на живописные картины, чем на произведения скульптуры; мягкая воздушность лишает их четкости, обычно свойственной пластике. И это опять-таки свидетельствует об изощренности Гиберти, не связанного с теми народно-демократическими художественными течениями, которые питали творчество Кверча и во многих случаях будут вдохновлять гениального Донателло.