Фотоотчёт с выставки «Авторская керамика XX века в Средней Азии» (Государственный музей Востока, 18 мая — 3 июня 2018 г.).
О выставке
Выставка посвящена проблеме становления авторской художественной керамики XX века в Средней Азии. В период 20-30-х годов XX века в искусстве советских республик Средней Азии происходят весьма неоднозначные процессы. Уничтожаются устои традиционного ремесла. Народное искусство пытаются направить в организованное русло. Кустарей-одиночек объединяют в артели. Потомственные мастера, работающие в артелях или на комбинатах, становятся простыми исполнителями, которые обязаны следовать эскизам, разработанным художниками. Артели занимаются выпуском массовой продукции, ее качество снижается. Экспериментальные комбинаты или мастерские, созданные в столицах, ориентированы на выпуск малосерийной продукции. Перед ними ставится задача разработки новых форм национального искусства, в том числе и керамики. Керамика в этом смысле представляет собой весьма показательный материал, демонстрирующий, каким образом осуществлялась подобная работа. В этом процессе формирования национального искусства главная роль отводится профессиональным художникам. Лишь избранные мастера получают возможность заниматься творческой работой, делая выставочные работы по государственному заказу, которые потом распределяются между музеями.
Первоначальный период становления национального искусства на выставке отражен в работах Ташкентского учебного художественно-промышленного комбината, Алма-Атинской художественной мастерской, а также Ашхабадской керамической фабрики. В разных регионах страны в 1920-1930-е годы внедряется техника полихромной росписи цветными эмалями по гравировке. В Крыму, Украине, Татарстане, республиках Средней Азии создавались однотипные керамические изделия, выполненные в технике «сухой нити». Национальная специфика передавалась сюжетными композициями и орнаментом. В Узбекистане образцом для рисунков на керамике служат узоры вышивок, в Казахстане используют традиционный орнамент мозаичных войлоков, в Туркмении художники пытаются внедрить в керамику ковровые узоры. Одно из декоративных блюд, представленных в экспозиции, расписано тонким геометрическим рисунком, характерным для вышивки на туркменских женских халатах. Оно выполнено в 1932 году по эскизу первого туркменского художника Бешима Нурали, ученика Рувима Мазеля, известного художника, работавшего в Ашхабаде.
Впрочем, процесс уничтожения старых традиций не был прямолинейным. К 1960-м годам художественная общественность осознала плачевное состояние народного искусства. Мастеров начали привлекать к участию на всесоюзных выставках, их работы приобретаются художественными фондами и музеями. Оживилась деятельность традиционных центров гончарного ремесла, хотя к этому времени их число заметно сократилось.
Народное искусство перестает быть безымянным, но не становится «авторским». Между авторским искусством профессиональных художников и творчеством народных мастеров сохраняется принципиальная разница. Первые, ломая старые каноны, создают уникальные работы, свободно обращаясь с художественным наследием. Последние — пытаются работать так, как это делали их предки, следуя местным традициям. Лишь немногие из потомственных мастеров поднимаются до уровня художника, создающего авторские работы высокого художественного уровня.
На выставке представлены работы потомственных мастеров, оставивших заметный след в развитии современного декоративно-прикладного искусства Узбекистана — Мухидина Рахимова, автора книги о глазурованной керамике Узбекистана, чье имя присвоено Ташкентскому комбинату прикладного искусства в 1984 году, и Умара Джуракулова, возглавившего в 1958 году работу керамической мастерской в Самарканде. Его работа «Урдак» («Утка») стала эмблемой Пражской выставки 1962 года.
В экспозицию вошли работы известных профессиональных художников — Софьи Раковой и Александра Кедрина, создавших яркие произведения художественной керамики в современном национальном стиле.
© Государственный музей Востока
Узбекистан
-
-
Блюдо. С.Ф. Ракова. Узбекистан, Самарканд. 1958 г. Глина, формовка на гончарном круге, ангоб, роспись, глазурь
-
-
Блюдо «Вышивальщица тюбетейки». С.Ф. Ракова. Узбекистан. 1958 г. Глина, формовка, роспись, глазурь
-
-
Тарелка «Сборщицы хлопка». С.Ф. Ракова. Узбекистан, Самарканд. 1958 г. Глина, формовка на гончарном круге, ангоб, роспись, глазурь
-
-
Блюдо «Поющие мальчики». С.Ф. Ракова. Узбекистан, Самарканд. 1958 г. Глина, формовка на гончарном круге, ангоб, роспись, глазурь
-
-
Блюдо «Ягоды». С.Ф. Ракова. Узбекистан. 1970-е гг. Глина, формовка на гончарном круге, ангоб, роспись, глазурь
-
-
Ваза «Сбор хлопка». С.Ф. Ракова. Узбекистан, Самарканд. 1958 г. Глина, формовка на круге, роспись, глазурь
-
-
Блюдо глазурованное. А. Ербашев. Узбекистан, Ташкент, 1937. Глина, формовка в форме, обжиг, гравировка, роспись цветными эмалями, глазурь
-
-
Блюдо. М. Исмаилов. Узбекистан, с. Риштан. 1937 г. Глина, формовка на гончарном круге, обжиг, гравировка, ангоб, роспись цветными эмалями, глазурь
-
-
Блюдо. У. Умаров. Узбекистан, Гиждуван. 1961 г. Глина, формовка на гончарном круге, ангоб, гравировка, роспись, глазурь
-
-
Блюдо-ляган. М.К. Рахимов. Узбекистан, Ташкент. Ташкентский учебно-производственный комбинат художественной промышленности. 1945 г. Глина, формовка в форме, обжиг, ангоб, гравировка, роспись эмалями, глазурь
-
-
Блюдо-ляган. Узбекистан, Ташкент. Начало XX в. Глина, формовка на гончарном круге, ангоб, гравировка, роспись, глазурь
-
-
Блюдо. Т. Миралиев. Узбекистан, XX в. Глина, формовка на гончарном круге, обжиг, ангоб, гравировка, роспись цветными эмалями
-
-
Блюдо «Михроби гуль». А.У. Аминов, М.К. Рахимов. Узбекистан, Ташкент. Ташкентский учебно-производственный комбинат художественной промышленности. 1957 г. Глина, формовка в форме, обжиг, ангоб, гравировка, роспись цветными эмалями, глазурь
-
-
Блюдо «Михроби ислими». А.У. Аминов, М.К. Рахимов. Узбекистан, Ташкент. Ташкентский учебно-производственный комбинат художественной промышленности. 1957 г. Глина, формовка в форме, гравировка, роспись цветными эмалями, глазурь
-
-
Ваза. Узбекистан, Ташкент. 1945 г. Глина, формовка в форме, гравировка, роспись цветными эмалями, глазурь
-
-
Блюдо катта-ляган. М.К. Рахимов. Узбекистан, Ташкент. 1975 г. Глина, формовка на гончарном круге, роспись, глазурь
-
-
Чаша из комплекта «Афрасиаб». А.М. Рахимов. Узбекистан, Ташкент. 1990 г. Глина, формовка на гончарном круге, роспись, глазурь
-
-
Чаша-шокоса из комплекта «Афрасиаб». А.М. Рахимов. Узбекистан, Ташкент. 1990 г. Глина, формовка на гончарном круге, роспись, глазурь
-
-
Блюдце. М.К. Рахимов. Узбекистан, Ташкент. 1970-е гг. Глина, формовка в форме, обжиг, ангоб, роспись, глазурь
-
-
Блюдце. М.К. Рахимов. Узбекистан, Ташкент. 1970-е гг. Глина, формовка в форме, обжиг, ангоб, роспись, глазурь
-
-
Блюдце из комплекта для плова. М.К. Рахимов. Узбекистан, Ташкент. 1962 г. Глина, формовка в форме, роспись, глазурь
-
-
А.В. Кедрин. Декоративное блюдо «Утро в Самарканде». Узбекистан, 1972 г. Шамот, ручная формовка, роспись цветными эмалями, глазурь
-
-
А.В. Кедрин. Декоративное блюдо «Самарканд». Узбекистан, 1972 г. Шамот, ручная формовка, роспись цветными эмалями, глазурь
Декоративные сосуды, мелкая пластика, игрушки (Узбекистан, Таджикистан)
-
-
Сосуд декоративный «Афтаба аджархо». У. Джуракулов. Узбекистан, Самарканд. 1961 г. Глина, литье, резьба, ангоб, глазурь
-
-
Сосуд декоративный «Афтаба кучкар». У. Джуракулов. Узбекистан, Самарканд. 1958 г. Глина, формовка в форме, обжиг, ангоб, гравировка, роспись, глазурь
-
-
Сосуд декоративный «Афтоба урдак». У. Джуракулов. Узбекистан, Самарканд. 1958 г. Глина, формовка в форме, обжиг, ангоб, гравировка, роспись, глазурь
-
-
Смирнов. Скульптура «Дракон». Узбекистан, Самарканд. 1970-е гг. Глина, лепка, обжиг, гравировка, глазурь
-
-
У. Джуракулов. Игрушка «Лошадка». Узбекистан, Самарканд. 1961 г. Глина, глазурь
-
-
М. Кадыров. Игрушка «Лошадка». Таджикистан, с. Каратаг. 1970-е гг. Глина, лепка, глазурь
-
-
Х. Мукумов. Игрушка-свистулька. Таджикистан, Ура-Тюбе. 1970-е гг. Глина, лепка, резьба, роспись, глазурь
-
-
У. Джуракулов. Игрушка-свистулька «Аджархо». Узбекистан, Самарканд. 1958 г. Глина, лепка, роспись
-
-
Г. Халилов. Игрушка-свистулька «Обезьяна». Таджикистан, Ура-Тюбе. 1970-е гг. Глина, лепка, резьба, обжиг, роспись
Казахстан
-
-
Блюдо. Казахстан, Алма-Ата. Керамическая мастерская. 1936 г. Глина, формовка в форме, обжиг, гравировка, ангоб, роспись цветными эмалями, глазурь
-
-
Ваза. Казахстан, Алма-Ата. Керамическая мастерская. 1936 г. Глина, формовка в форме, обжиг, гравировка, ангоб, роспись цветными эмалями, глазурь
-
-
Ваза. Казахстан, Алма-Ата. 1950 г. Глина, формовка на круге, обжиг, гравировка, ангоб, роспись
Туркмения
-
-
Блюдо. Туркмения, Ашхабад. Керамическая фабрика. 1930-е гг.
-
-
Блюдо. А. Жуков (автор эскиза). Туркмения, Ашхабад. Керамическая фабрика. 1932 г. Глина, формовка в форме, обжиг, резьба, роспись цветными эмалями, глазурь
-
-
Блюдо. Н. Бешим (автор росписи). Туркмения, Ашхабад. Керамическая фабрика. 1932 г. Глина, формовка на гончарном круге, обжиг, роспись
-
-
Блюдо. Туркмения, Ашхабад. Керамическая фабрика. 1930-е гг.