Основной догмат ислама выражен в формуле: «Нет божества, кроме аллаха, и Мухаммед — посланник аллаха». Чтобы принять ислам, достаточно произнести эту формулу.
В представлении мусульман аллах — единый бог, который не имеет ни отца, ни матери, ни детей. В некоторых стихах Корана его образ наделен такими человеческими качествами, как зрение, слух, сила и т. п. Кроме того, аллах восседает на престоле, имеет лицо и руки (сура V, стих 69; сура XLVIII, стих 10). Все это давало мусульманам основание представлять его себе в виде живого и разумного человекоподобного существа. Подавляющему большинству мусульман в первое столетие истории ислама аллах представлялся в образе сурового самодержца, беспощадно карающего грешников. Они полагали, что смирением, молитвами и полным подчинением воле аллаха, перед которым надлежало постоянно испытывать чувство страха, можно достигнуть райского блаженства в загробном мире.
Такие примитивные представления об аллахе и об отношении к нему людей не могли долго сохраняться в условиях феодального халифата. Прежде всего развитию религиозной идеологии способствовали получившие в ней отражение социальные противоречия и классовая борьба. Наряду с этим на мусульман, особенно на принявших ислам местных жителей, сильное влияние оказывали религиозные, философские и правовые представления, распространенные на территории халифата до арабских завоеваний. Все это способствовало появлению мусульманского богословия.
Идеологи хариджитов прежде всего занялись богословско-схоластическим вопросом о значении веры и дел. Со свойственной им определенностью они утверждали, что вера, не подкрепленная благочестивыми делами, еще не дает спасения. Этот важный пункт хариджитского учения вызвал возражение умеренных мусульман, чье мнение выражали мурджииты. Последние оказывали предпочтение вере над делами, полагая, что одной веры вполне достаточно для спасения мусульманина, т. е. для того, чтобы его уделом стало райское блаженство в потустороннем мире.
Другим богословско-схоластическим вопросом, вызвавшим ожесточенные и продолжительные споры, явился вопрос о предопределении и о наличии свободной воли у верующего. Коран дает на него явно противоречивые ответы: в одних местах этой книги говорится, что все действия каждого человека предопределил аллах, а в других — что каждый человек отвечает за все свои поступки, так как он совершает их по собственной воле и желанию.
В первый век существования ислама наибольшее распространение среди мусульман получило учение о предопределении. Согласно этому учению, все поступки, мысли и убеждения каждого человека предопределены аллахом. Еще до рождения каждого человека (а некоторые считали, что еще до сотворения мира и первого человека) аллах уже точно определил, какие дела совершит этот человек в течение своей жизни, какие мысли возникнут в его голове. Одним аллах предопределил быть порядочными людьми, полезными для общества, а другим — вероотступниками, убийцами, насильниками, ворами, взяточниками, шантажистами. Единственной причиной действий подобных преступников является воля аллаха.
Однако за вероотступничество (за переход из ислама в другую религию) отрубали голову, за воровство отсекали руку, за прелюбодеяние побивали камнями тех людей, которым аллах «предопределил» быть вероотступниками, ворами и прелюбодеями. Между тем люди, согласно учению о предопределении, не обладали свободной волей, ибо поступки, слова и мысли каждого отдельного человека зависели от аллаха.
Против такого учения, которое давало возможность подвергать сомнению справедливость и даже мудрость аллаха, решительно выступили кадариты. По их учению, человек, обладая свободной волей, является «творцом своих поступков» и поэтому несет за них полную ответственность. Кадариты были непосредственными предшественниками мутазилитов — создателей особой системы мусульманского схоластического богословия.
Мутазилитов называли «обладателями справедливости и единобожия». Их причисляли к кадаритам, но сами они против этого возражали. Мутазилиты были представителями феодальной интеллигенции Багдадского халифата, на которых оказали значительное влияние произведения древнегреческой и эллинистической философии. Эти произведения, равно как и некоторые греческие научные труды, стали доступными арабам благодаря переводам их с греческого и сирийского языков на арабский язык во второй половине VIII — начале IX в.
Мутазилиты были первыми знатоками и ценителями греческой философии в Багдадском халифате. Один видный мутазилит говорил, что «религия — это хорошее лекарство для больных, а философия — это пища для здоровых».
Европейские буржуазные исламисты характеризуют мутазилитов как рационалистов и даже как свободомыслящих среди мусульман. Однако рационалистами мутазилитов можно признать лишь в ограниченном смысле, учитывая, что они были деятелями феодальной эпохи, когда господствовало религиозное мировоззрение. Они вовсе не пытались противопоставить вероучению ислама доводы разума, а только стремились обосновать некоторые мусульманские догматы с точки зрения человеческого разума. Следовательно, свободомыслящими мутазилиты никогда не были.
Мутазилизм возник в то время, когда в связи с усилением феодальной эксплуатации в странах халифата происходили крупные антифеодальные народные движения. Так как мутазилиты принадлежали к наиболее образованной части господствующего класса феодалов, находившейся под влиянием античной науки и философии, они могли критически отнестись к ходячим религиозным представлениям современных им мусульман. Мутазилиты пытались противопоставить этим примитивным представлениям более сложные и разработанные. Прежде всего они выступили против считавшегося в то время догматом учения о предопределении. Будучи сторонниками учения о свободе человеческой воли, мутазилиты полагались на справедливость вечно существующего аллаха. Они считали, что аллах не может осудить грешника на бессрочное наказание в аду, и выработали представление о чистилище. Если аллах подвергает человека страданию в этом мире, поучали мутазилиты, то он обязательно дарует ему блаженство в потустороннем. Кроме того, аллах мудр и может творить только то, что целесообразно, разумно и совершенно.
В своем учении об аллахе мутазилиты были решительными противниками грубого антропоморфизма, представляя небесного владыку в виде бесплотного и невидимого духа. Они отвергали веру в существование божественных атрибутов (таких как слух, зрение и т. п.), наличие которых признавали ортодоксальные мусульмане.
Мутазилиты ожесточенно полемизировали с представителями ортодоксального направления также по вопросу о происхождении Корана. Мутазилиты объявили Коран одним из творений аллаха; господствующим же в то время было представление об извечном существовании этой «священной книги».
К пророку Мухаммеду — основателю ислама — мутазилиты не проявляли столь безусловного почтения, какое было характерно для благочестивых рядовых мусульман того времени. Например, некоторые мутазилиты полагали, что у Мухаммеда было слишком много жен, и считали, что один из «сподвижников пророка» — Абу Джарр ал-Гифари отличался большей, чем Мухаммед, умеренностью и благочестием.
Мутазилизм как идеология верхнего слоя феодалов был воспринят представителями багдадских придворных и правительственных кругов, которых не удовлетворяла существовавшая примитивная форма господствующей религии.
Аббасидский халиф Мамун (813-833) и его преемники насаждали мутазилизм в качестве официального вероучения и применяли открытое принуждение к защитникам старых религиозных представлений.
Для господствующего класса очень важно было политическое значение вновь вводимых догматов о свободе воли и сотворенности Корана. Признание свободной воли делало каждого человека всецело ответственным за его действия; аллах переставал быть их единственной причиной. Следовательно, в условиях усиления феодальной эксплуатации можно было более решительно и беспощадно применять карательные меры против участников антифеодальных движений. Правящей верхушке необходимо было уверить население, что повстанцы борются против халифа и феодалов не вследствие божественного предопределения, а по своей воле; необходимо было отнять у народных масс возможность выдавать аллаха за первопричину борьбы против эксплуататоров. Учение о сотворенности Корана несомненно снижало значение этой книги, с помощью которой оппозиционное духовенство иногда пыталось ограничить самодержавие халифов.
Таким социально-политическим значением мутазилитских догматов объясняются насильственные меры, которыми халиф Мамун и два следующих халифа старались сделать мутазилизм господствующей государственной религией. Была учреждена инквизиция, занимавшаяся проверкой религиозных убеждений подозрительных лиц, введена цензура сочинений, написанных противниками мутазилитов. Вообще мутазилиты предпочитали действовать путем принуждения, а не убеждения. Например, из государственных учреждений увольняли служащих, отказавшихся принять мутазилитские догматы; наиболее активных противников мутазилитского учения публично подвергали физическим наказаниям; воинов, возвращавшихся из византийского плена, задерживали на границе халифата и требовали от них клятвы в том, что они признают сотворенность Корана. Отказывавшихся произнести такую клятву не допускали на территорию халифата.
Но принудительные меры не обеспечивали распространения мутазилизма, воспринятого только просвещенными кругами господствующего класса. При халифе Мутеваккиле (847-861) представители ортодоксальной реакции успешно перешли в контрнаступление. Мутазилиты из преследователей превратились в преследуемых; их стали изгонять из правительственного аппарата, а специальные цензоры рыскали по лавкам торговцев рукописями, изымали и уничтожали мутазилитские сочинения.
Но ревнители мусульманского правоверия уже не могли пренебрегать сильным оружием своих противников. Чтобы сохранить свое общественное положение и влияние, ортодоксальные мусульмане были вынуждены воспринять методы мутазилитов, а в связи с этим стали изучать древнегреческую философию. Так было положено начало ортодоксальному мусульманскому богословию, которое стало известно под названием «калам», что значит «слово» (соответствует греческому «логос» и, возможно, является переводом этого греческого термина на арабский язык). Основоположником калама считается Ашари (873-935), бывший сначала мутазилитом, а затем перешедший в лагерь мусульманских правоверов. Этот богослов (мутакаллим) и его ученики стремились примирить непримиримые догматы о предопределении и свободной воле. Они старались привить верующим учение, согласно которому все действия человека предопределены аллахом, но человек обладает способностью «приобретать» свои действия, вследствие чего и несет ответственность за них перед аллахом. Коран они считали несотворенным, а учение о сотворенности Корана объявили ложным. Ашаритский калам до сих пор является важной составной частью мусульманского богословия.