Резьба по дереву
Резьба по дереву в Средней Азии достигала очень высокого мастерства. Древнейшие дошедшие до нас образцы ее восходят еще, по-видимому, к концу первого тысячелетия нашей эры. Мастера украшали резьбой и колонны в мечетях и других зданиях и части домов: двери, косяки, решетки; сохранились резные деревянные надгробия (сагана), порой тончайшей работы, как, например, хранящееся в Бухарском музее (из Бехаэддина), (рис. ниже) дошел даже резной михраб домонгольской эпохи (М. С. Андреев. По Таджикистану, Ташкент, 1927, рис. 8).
Одним из древнейших памятников резьбы являются колонны курутская и из Обурдона. Особенно архаичны по характеру орнамента и технике резьбы два деревянных панно из Обурдона (ныне в Ташкентском музее) (О них в ст. М. Е. Массона в Сборнике «По Таджикистану», 1927, и М. С. Андреев. Деревянная колонна в Матче (Изд. ГАИМК, т. 4)). Здесь эмселидные чудовища с головками, обращенными друг к другу, образуют ритмический волнообразный основной узор, внутри которого включен симметричный орнаментальный мотив из кривых с загнутыми концами и с вкрапленными трилистниками. Этот мотив и его элементы представляют близкое сходство с резными деревянными панно тулунидской эпохи из Каира, относящимися к концу IX в. (Migeon. Manuel ďart musulman, t. I, 1927, рис. 107 и Strzygowski Altai-Iran, рис. 82-88) ; но рисунки у обурданских панно богаче, манера исполнения свежее и энергичнее; датировка этих рисунков также IX-X веком представляется нам весьма вероятной.
Весьма многочисленны резные двери художественной работы. Древнейшие из дошедших до нас датируются эпохой Тимура (конец XIV в.). Из принадлежащих к этой эпохе отметим двери Гур Эмира (в Эрмитаже), из Шax-и-Зинда в Самарканде (Воспроизв. у Kraft. A travers le Turkestan russe 1902, при стр. 54), двое дверей из мечети Ессеви в г. Туркестане (Деталь входной двери воспр. у Б. Денике. О разных деревянных дверях в Средней Азии (Сборн. Инст. Археологии, т. IV, 1929)). Весьма интересные резные двери в культовых зданиях сохранились в Шахрисябсе, Оше, Коканде, Ура-Тюбе (Воспроизв. там же. На рис. 4); большое количество резных дверей в старинных частных домах сохранилось в Старом Ташкенте (Воспроизв. в статье П. Е. Корнилова «Urta Azjabujbnda» в журнале Яналиф (Казань, 1929, февраль)), в Хиве и других городах Хорезма (См. воспроизв. в статье И. Н. Бороздина («Искусство», 1929, № 3-4, стр. 96)).
Даже двери XIX в. сохранили отзвуки большого мастерства. Материалом для резных дверей служил главным образом орех, а позднее чинар, в новейшее время тополь. Резьба по дереву распространена не только у оседлого городского населения Средней Азии, таджиков и узбеков, но и у кочевников: казахов и киргизов. Резьбу по дереву у киргизов (казахов) можно разбить на два типа: плоскую резьбу и как бы горельефную. С. М. Дудин так характеризует эти оба типа: «плоская резьба», — пишет он (С. М. Дудин. Киргизский орнамент («Восток», 1925, № 5, рис. 2,3, 5, 7)), — выполняет орнамент при помощи двух резко разделяющих друг друга плоскостей: верхней, образующей орнамент, и нижней со скошенными боками верхней площади, образующей его фон. Второй тип резьбы отличается тем, что в нем верхняя плоскость и нижняя связаны между собой постепенным, в большей или меньшей степени, переходом, путем сглаживания ребер верхней плоскости и включением в орнаментную тему мест, лежащих на границе между наиболее выпуклыми и наиболее углубленными частями резьбы».