Прикладное искусство Средней Азии

Резьба по дереву

Резьба по дереву в Средней Азии достигала очень высокого мастерства. Древнейшие дошедшие до нас образцы ее восходят еще, по-видимому, к концу первого тысячелетия нашей эры. Мастера украшали резьбой и колонны в мечетях и других зданиях и части домов: двери, косяки, решетки; сохранились резные деревянные надгробия (сагана), порой тончайшей работы, как, например, хранящееся в Бухарском музее (из Бехаэддина), (рис. ниже) дошел даже резной михраб домонгольской эпохи (М. С. Андреев. По Таджикистану, Ташкент, 1927, рис. 8).

Узбекистан. Резная деревянная панель надгробия

Узбекистан. Резная деревянная панель надгробия

Одним из древнейших памятников резьбы являются колонны курутская и из Обурдона. Особенно архаичны по характеру орнамента и технике резьбы два деревянных панно из Обурдона (ныне в Ташкентском музее) (О них в ст. М. Е. Массона в Сборнике «По Таджикистану», 1927, и М. С. Андреев. Деревянная колонна в Матче (Изд. ГАИМК, т. 4)). Здесь эмселидные чудовища с головками, обращенными друг к другу, образуют ритмический волнообразный основной узор, внутри которого включен симметричный орнаментальный мотив из кривых с загнутыми концами и с вкрапленными трилистниками. Этот мотив и его элементы представляют близкое сходство с резными деревянными панно тулунидской эпохи из Каира, относящимися к концу IX в. (Migeon. Manuel ďart musulman, t. I, 1927, рис. 107 и Strzygowski Altai-Iran, рис. 82-88) ; но рисунки у обурданских панно богаче, манера исполнения свежее и энергичнее; датировка этих рисунков также IX-X веком представляется нам весьма вероятной.
Весьма многочисленны резные двери художественной работы. Древнейшие из дошедших до нас датируются эпохой Тимура (конец XIV в.). Из принадлежащих к этой эпохе отметим двери Гур Эмира (в Эрмитаже), из Шax-и-Зинда в Самарканде (Воспроизв. у Kraft. A travers le Turkestan russe 1902, при стр. 54), двое дверей из мечети Ессеви в г. Туркестане (Деталь входной двери воспр. у Б. Денике. О разных деревянных дверях в Средней Азии (Сборн. Инст. Археологии, т. IV, 1929)). Весьма интересные резные двери в культовых зданиях сохранились в Шахрисябсе, Оше, Коканде, Ура-Тюбе (Воспроизв. там же. На рис. 4); большое количество резных дверей в старинных частных домах сохранилось в Старом Ташкенте (Воспроизв. в статье П. Е. Корнилова «Urta Azjabujbnda» в журнале Яналиф (Казань, 1929, февраль)), в Хиве и других городах Хорезма (См. воспроизв. в статье И. Н. Бороздина («Искусство», 1929, № 3-4, стр. 96)).

Узбекистан. Резная деревянная колонна в Хиве

Узбекистан. Резная деревянная колонна в Хиве

Даже двери XIX в. сохранили отзвуки большого мастерства. Материалом для резных дверей служил главным образом орех, а позднее чинар, в новейшее время тополь. Резьба по дереву распространена не только у оседлого городского населения Средней Азии, таджиков и узбеков, но и у кочевников: казахов и киргизов. Резьбу по дереву у киргизов (казахов) можно разбить на два типа: плоскую резьбу и как бы горельефную. С. М. Дудин так характеризует эти оба типа: «плоская резьба», — пишет он (С. М. Дудин. Киргизский орнамент («Восток», 1925, № 5, рис. 2,3, 5, 7)), — выполняет орнамент при помощи двух резко разделяющих друг друга плоскостей: верхней, образующей орнамент, и нижней со скошенными боками верхней площади, образующей его фон. Второй тип резьбы отличается тем, что в нем верхняя плоскость и нижняя связаны между собой постепенным, в большей или меньшей степени, переходом, путем сглаживания ребер верхней плоскости и включением в орнаментную тему мест, лежащих на границе между наиболее выпуклыми и наиболее углубленными частями резьбы».