Религиозные верования абхазов

Христианские праздники в религии абхазов

Главных христианских праздника у абхазов три: Пасха, Рождество и Успенье. Все они представляют собой настолько сложные и яркие «языческие» комплексы, что, собственно, «христианские» моменты в них почти неощутимы.

Пасха

Чуть ли не единственный в году день, когда абхазская христианская семья посылает своего представителя в церковь на богослужение. Главные же абхазские пасхальные моменты следующие: а) поминание умерших (в пасхальную ночь идут со свечами на могилы; на второй день Пасхи дома у дверей ставят стол и просят у покойных родственников послать семье мир и счастье); б) принесение богу Анца так называемой «божьей доли» со стороны тех семей, которые «обязаны» это сделать по какой-либо причине, напр., по божьему гневу, своей виновности и т. п. (молятся перед посвященным винным кувшином, зарытым в погребе; режут козла; некоторые «посвящают» богу коров, делая им надрезы на ухе с тем, чтобы родившиеся у них бычки потом шли на жертвоприношение); в) моление Илорской иконе — Айлыр-ных (принимают участие те, кто это «должен» сделать); г) совершение жертвы в честь Таргялаз (архангел), который наказывает «виновные» семьи смертью их детей (в четверг на Пасхе идут к своему священному дубу, несут жертвы — пироги, лепешки, прикрепляют к дереву лоскуты и молятся); д) устройство общественных игр, скачек и т. п. (на Фомино воскресенье в так называемую «женскую Пасху»).

Рождество

Накануне ложатся рано спать; в полночь поднимаются, молятся, режут цыплят по числу душ в семье (или заменяют их одним козленком), пекут лепешки и приносят в жертву «предрассветное». Затем едят и остатки пищи тщательно сжигают. После этого все ложатся спать с тем, чтобы заря их застала спящими. Нечто подобное в некоторых местах происходит и в ночь под новый год.

Успенье

Праздник этот связывается с мероприятиями против злых духов. Накануне вечером молодежь близ дома разводит костер. Через огонь прыгают с возгласами «сжег черта». Когда костер догорит, в него бросают соль и колотят палками по угольям с теми же возгласами. В сел. Квитаули Кодорского уезда я видел поставленные ко дню Успенья на полях и дворах жерди с крестообразным расщепом наверху, на который надет кружок, сплетенный из ветки шиповника, и закреплен камнем. В нескольких местах кора жердей взрезана и отогнута вниз тонкими ленточками. Сооружение это называется «алакумха», т. е. крушина (порода дерева). Назначение его — предохранить от сглаза и злых духов поля, дома, огороды, хлевы, курятники и т. п. Обычай имеет широкое распространение.
В день Успения старшая в семье женщина готовит хлеб с сыром, варит петуха и ведет всех домашних на огород. Здесь все становятся на колени, а старуха говорит: «великая Нан, принося установленную предками жертву, просим милости к нашему дому. Размножь его, как звезды». В этот же день иногда «ставится стол» для умерших.
В тот же день подростков выводят на поляну, каждого заставляют приставить правую ногу к дереву, держать в руке лепешку и ждать пока старший в семье не вознесет молитву «духу дерева» в предохранение от несчастных случаев при лазании по ветвям. После молитвы дети, не отставляя ноги от дерева, съедают лепешки. Заметам, что лазание по деревьям во время сбора винограда в хозяйстве абхаза играет довольно важную роль, так как лоза обычно пускается по дереву и оплетает своими побегами до самого верха древесный ствол и ветви.

Родильные обряды

При начале родов повитуха дает обеты и кладет залоги покровителям дома: духу, находящемуся вне дома (медная вещь), местному Ажахара — покровителю дома и божеству размножения (тарелка или бутылка), царице земли (пяток яиц, прокатывающихся по земле под роженицей, после чего 4 шт. зарывают в землю по углам дома).
Разрешение от родов должно произойти на кукурузной соломе, положенной на землю.
Детское место зарывают в землю. Если мать не хочет больше иметь детей, кончик последа обжигают и предают земле.
Ножницы, которыми у младенца отрезали пупок, должны лежать без употребления до заживания раны.
Новорожденному мальчику под голову кладут пули. Появление новой жизни встречают ружейным выстрелом. Мужчинам при родах присутствовать в доме «стыдно».
Через 2 недели после родов совершается выкуп залогов и принесение жертв (женский праздник). До этого дня роженица не встает с постели. В назначенное время в дом сходятся родственницы и соседки: каждая приносит что-нибудь съестное. Сперва повитуха, взяв лепешки с сыром, обращается к Ажахара: будь милостив, не оставляй без своего теплого внимания мать и ребенка, как не оставляешь этот дом. Затем следует жертва духу, находящемуся вне дома, — каплун, курица и несколько лепешек с сыром. Повитуха при этом говорит: вы, вне дома пребывающие, будьте милостивы к матери, охраняйте ее и дом. И, наконец, -жертва царице земли: зарезанные повитухой на месте рождения ребенка петух и курица (которых могут есть только муж и жена) и несколько кусков чурека с сыром. Молитва гласит: царица земли, исполняя обет и выкупая залог, родившая просит твоего покровительства себе и ребенку; избавь их от головной боли, болезни зубов и т. п.
В тот же день пекутся 4 круглых лепешки с сыром и одна наподобие рога месяца. Круглые лепешки повитуха трижды проводит через круг, образуемый соединением больших и указательных пальцев роженицы, с троекратным возгласом «развязала». Пятую (месяцеобразную) лепешку она накладывает ребенку на пупок.
Если обряды выкупа залогов совпадают с четвергом, то в этот же день, а если нет, то в ближайший четверг, — приносится жертва владычице воды Дзыдзлан. Роженица идет с повитухой на реку и несет жертву (вареные петух и курица, которые должны быть «чисто-белые», и несколько штук лепешек с сыром). Повитуха молится: великая Дзыдзлан, родившая исполнила отцовский обычай и принесла жертву. Будь к ней милостива. До совершения этого обряда роженица не имеет права идти на реку.
Когда ребенка впервые вводят в дом старшего в роде, в жертву Ажахара приносят козла или петуха.
В процессе воспитания детей и для предохранения их от болезней применяется множество обрядов и магических действий.
Таковы, например, обращения к духу очага Чап, когда ребенок долго не начинает ходить: великий Чап, если поймал ребенка в воде, то отпусти, если поймал на камне, то отпусти и т. д.; протаскивание больного корью или коклюшем ребенка под корень орехового дерева; выполнение с малярийным ребенком обрядов на реке в честь Дзыдзлан и мн. др.

Свадебные обряды

Не описывая всего свадебного круга, мы выберем лишь некоторые моменты, которые ближе относятся к теме о религиозных воззрениях абхазов.
В случае «бесчестья», т. е. отказа одной из сторон (жениха или невесты от данного слова, когда дело идет на примирение, и опасность возникновения между родами кровной вражды миновала, для удовлетворения обиженной стороны виновные дают присягу (клятва св. Георгием или каким-либо другим славным патроном или святым местом).
При входе в «дом для новобрачных» — т. н. амхара (круглый шалаш), на палец невесте иногда одевали серебряное кольцо в залог того, что владычице вод Дзыдзлан будет своевременно принесена жертва. Об ударах кинжалами, сопровождающих прохождение невесты через порог, мы уже упоминали выше (см. культ Шасшы).
В честь Дзыдзлан был еще особый обряд «приводить невесту к воде»; после обеда, на котором участвовали только женщины, все они отправлялась с невестой на реку. Старшая обращалась к Дзыдзлан с молитвой, прося умилостивиться над невестой, хранить ее в родах, домашних работах и т. п. При этом женщины бросают в реку яйца и смачивают водой один из принадлежащих невесте костюмов. После описанного обряда невеста может ходить по воду.
В амхара невесту обсыпали зернами хлебного растения гоми и сажали ей на колени мальчика.
Во время свадебного пира один из стариков, держа в руке палочку с нанизанными потрохами (сердцем и печенью) и стакан вина, просит благословенья у богов и патронов обоих родов.
Момент введения молодой в первый раз в «большой дом» (до этого после свадьбы, она могла находиться только в амхара) отмечается таким обрядом: скрестив кинжалы, молодую проводят через порог и ставят перед свекром или старшим в роде. Этот последний, со стаканом вина и с обычными жертвенными частями в руках (нанизанными на палочку сердцем и печенью зарезанного животного), обращается с молитвой к здешнему Ажахара с просьбой о ниспослании милости и плодовитости новому члену семьи.
После первых родов абхазка являлась в дом родителей и молилась тамошнему Ажахара: разреши выход в другую семью и благослови деторождение.
Если она была «обязана» кузнице, то должна была и перед ней отмолиться после первых родов.
По выходе замуж абхазка, почитая богов мужа, не оставляла почитанья божеств и патронов своих родителей и их запретных дней. Обязанности по отношению к этим божествам, в случае вымирания целого рода, из которого она происходила, переходили ее детям (т. е. считались по женской линии).
Церковное венчанье и принадлежность к другой религии в абхазских свадебных обрядах почти никакой роли не играют. Мусульмане и христиане свободно (и не меняя своей официальной религии) вступают друг с другом в брачное родство. Что касается венчания в церкви, то эта процедура часто вовсе опускается или происходит через несколько лет после свадьбы.
Свадебные обычаи абхазов носят яркие следы пережитков родового строя. Родовая вражда и дела кровомщения в большинстве случаев имели своим источником «хвост женщины», как говорят абхазы.

Культ умерших

Похороны

Похоронные обряды абхазов мне удалось лично наблюдать в селениях Квитаули (похороны девушки) и Чилоу (похороны женатого мужчины). Мужские похороны были более сложными и многолюдными. Непосредственно после смерти начинается оплакивание. Женщины (родственницы) рвут на себе волосы, бьются головой о стену, царапают лицо и грудь, испуская вопли и рыданья. Гроб выносят на середину двора. Перед этим, если покойник был старшим в семье, через крышу дома перебрасывается веревка, которую тянут. (При выносе тела грудного ребенка, на шею матери накидывается очаговая цепь). Рядом с гробом на дворе ставят кровать покойного и столик с фотографиями и лучшими вещами. Кругом располагаются многочисленные родственники, более близкие ближе к гробу. Женщины, босые, в темных платьях, сидят на земле и на бревнах, мужчины, в черных бурках и спущенных на лицо башлыках (знак траура), стоят за гробом. Один из них держит под уздцы покрытую темной тканью и оседланную лошадь покойного с привязанным к седлу ружьем. Если умерла женщина или девушка, то приводят ее лошадь. Против гроба на другом конце двора находится стол, покрытый белой скатертью.
На мужские похороны при мне съехался народ обоего пола из 10 селений по зову особых верховых гонцов. Каждый приехавший подходил к столу, клал на стол оружие и головной убор и, поддерживаемый с обеих сторон за талию распорядителями, направлялся к покойнику, ударяя себя руками по голове и громко плача. Проплакав так несколько времени у гроба он отходил в сторону. Женщины подходили группами с плачем и стенаньями. Близ гроба их обнимали растерзанные плакальщицы, и, под усиливавшийся общий женский вой, отдельные плакальщицы с причитаниями и слезами извивались вокруг пришедших, ощупывая их руками и как бы делясь горем. Подобная процедура длилась целый день. Последний момент оплакивания — торжественное круговое троекратное шествие всех присутствующих по двору с гробом и конем во главе. Идущие мужчины и женщины усиливают стенанья до предела, а два женских хора, расположившись по закраинам площадки друг против друга, поют в это время причитальный возглас «вавай, вавай».
Гроб несут к могиле и без особых церемоний погребают. После выноса со двора плакать грех. В обоих случаях, которые я наблюдал, ни христианское, ни мусульманское духовенство в обряде не участвовало.
Общих кладбищ у абхазов нет. Кладбища бывают родовые (на холмах, полянках и т. п.), или семейные (в пределах усадьбы, где-нибудь в саду или на винограднике, сравнительно недалеко от дома). Могила — обычный холмик, над которым иногда сооружается деревянная беседка. В день похорон едят постное и проливают в честь умершего несколько капель вина на стол. Похоронные расходы часто производятся на основе соседской взаимопомощи.

Траур

После похорон родственники соблюдают пост, длительность которого определяется усердием, и отращивают волосы вплоть до дня поминок. Отрощенные волосы, по мнению абхазов, дают покойнику на том свете прохладную тень. После поминок волосы снимаются, причем первый клок режет тот, кого родственники хотят иметь взамен покойного.

Возвращение душ

Если человек погиб от несчастного случая, то необходимо вернуть его душу к телу. Существует ряд приемов. Душу утопленника, напр., вылавливают из воды в бурдюк (кожаный мешок). Для этого через реку, на месте гибели покойного протягивают новый шелковый шнур, к одному концу которого привязан не бывший в употреблении бурдюк. У бурдюка стоят в белых одеждах ближайшие родственники и под песни и звуки чангура приглашают душу войти в мешок. Душа входит, мешок завязывают шнуром, идут к могиле и там шнур распускают.

Поминки

Поминки по умершем устраивают на сороковой день и в годовщину. Но и до этого, с самого момента похорон, выполняют разнообразные поминальные обряды. В комнате, на видном месте (на тахте, кровати или сундуке) раскладывают одежду покойника, делая «аншан» — нечто вроде чучела, напоминающего лежащего человека. Всякий пришедший гость должен подойти к ложу, оплакать и выпить рюмку водки, закусив, орехами и фруктами. Ежедневно утром и вечером «ставят» покойнику особый стол с порцией кушаний.
После сороковин эта порция подается уже за общим семейным столом, а по субботам для покойника делаются более торжественные угощенья с воскурением ладана, возливанием вина на пищу и предложением принять ее. В одну из суббот (вторую или третью) режут барана и приглашают гостей.
На дорогах, в память умерших строят беседки для прохожих, где оставляют пищу; в безводных местах роют колодцы.
Главные поминки называются апсхыра (доля душе); они б. ч. приурочиваются к годовщине и отличаются грандиозностью. Накануне прибывают родственники из других домов и поселков и приводят на двор разукрашенных животных, которых они жертвуют. В одном доме (в сел. Джгерды Кодор. уезда) я видел на комоде, среди лучшей посуды и заветных фотографий, оставшиеся от апсхыра бычьи рога, украшенные красными лентами, окованные жестью из-под консервных банок и соединенными проволокой с жестяными побрякушками. К рогам, как мне рассказали, были прилеплены зажженные восковые свечи, а спину быка украшала попона из нанизанных на нить каштановых орехов. В таком виде жертвователи с зажженными свечами в руках медленно и торжественно вводят быка во двор, везя за животным на небольших колесах «аокум», особый деревянный каркас, увенчанный восковым или деревянным изображением птицы, оклеенный цветными бумажками, обмотанный в различных направлениях тонким навощенным фитилем со свечеобразными отростками, увешенный конфетами, орехами, фруктами, мелкими подарками (кисетами, шнурами, полотенцами и т. п.) и напоминающим в этом убранстве разукрашенное деревце.
Процессия с быком трижды обходит вокруг двора с пением особой песни. Таким же образом вводят и остальных животных. Вечером ужинают, а молодежь остается дежурить до утра, проводя ночь в играх и песнях. В самый день апсхыра, при большом стечении народа, и родных и чужих, происходит оплакивание перед одеждой, фигурой (аншан), оружием и конем умершего, как уже мы описывали выше, говоря о похоронах. Если в доме сохранились вещи и одежда от умерших родственников покойника, то рядом с его аншан на номинальном оплакивании могут быть положены и их апшаны. После оплакивания, перед аншаном «ставят стол», к которому подходят мужчины и кладут на угли кусочки ладана. Затем устраивается обед сперва для мужчин, а потом для женщин. На обеденных столах ставят зажженный аокум и зажженные раскрашенные восковые свечи в виде ветвистого деревца, увенчанного птицей, трехсвечника и др.

Поминальная свеча. Кодорский уезд.

Ветвистая поминальная свеча в виде деревца. Кодорский уезд.

«Ахянапа» — деревянный каркас, украшенный каштанами, конфетами и яблоком. С этим предметом устраивается особая игра всадников (скачки) во время поминок. Сел. Лыхны, Гудаутского уезда.

С поминками связано устройство различных игр — стрельбы в цель, скачек, бегов взапуски и т. п., происходящих обычно на другой день. Для стрельбы на дворе заготовляют на подставке «акян» — жердь в 3-4 саж. высотой, оклеенную цветными бумажками, снабженную на разных высотах горизонтальными перекрестьями из деревянных планок, обвитую во всех направлениях тонким навощенным фитилем со многими отрогами-свечами, обвешенную подарками и увенчанную изображениями птицы. В нескольких местах жердь начинена порохом. Акян в полном убранстве напоминает собой украшенное дерево. Состязающиеся стреляют в акян, сбивая в качестве призов подарки, или получая за удачные выстрелы награду деньгами и скотом. В заключение акян зажигается и горит под периодические взрывы заложенных в жердь пороховых зарядов (сел. Чилоу).
Скачки делаются с участием лошади покойного, которой со дня его смерти никто не пользовался. Игра состоит в том, что лучший ездок садится на эту лошадь, покрытую шелком, или какой-либо другой тканью, и скачет во весь опор. Остальные всадники стараются его догнать и оторвать ткань. Это продолжается до полного изнеможения лошади, причем наследники не жалеют порчи животного и даже его гибель считают как бы жертвой памяти покойника — ее прежнего хозяина. Во время скачек бывает еще игра с «ахянапа». Один из всадников берет в руки «ахянапа» (деревянный каркас в роде шапки, украшенный нанизанными на нить каштанами, конфетами и фруктами) и скачет. Остальные стараются выхватить у него эту вещь или оторвать часть украшений (сел. Лыхны Гудаут. уезда).
Проходя мимо абхазских могил вы зачастую можете натолкнуться на следы справлявшихся недавно годовых поминок. Под беседкой, или просто около могильного холмика, стоят обнаженные, покривившиеся и изломанные остовы, принесенных сюда со двора, традиционных поминальных «аокум» и «акян», увенчанных изображениями птиц. Когда я взял с могилы эти предметы для музейной коллекции, мне запретили вносить их в жилые дома, и проводник всякий раз зорко смотрел, чтобы этот запрет случайно не был забыт (Кодорский уезд).
В организации годовых поминок сильную помощь (скотом, деньгами, продуктами и вещами) оказывают все родственники Посторонние тоже могут помогать, но их помощь не обязательна.


Автор: Е. Шиллинг