В исламе, как и во всякой иной религии, сложившейся в классовом обществе, всегда наблюдались соперничество и борьба различных направлений, течений и сект. Уже по прошествии нескольких десятилетий после своего возникновения ислам разделился на два основных направления — суннизм и шиизм (* см. сноску ниже).
* Многие зарубежные исламисты относят всех шиитов к числу мусульманских сектантов. Но такое мнение возможно только в том случае, если стоять на позициях ортодоксального ислама. Принимая же во внимание процесс исторического развития идеологии и организации шиитов, а главное, их удельный вес в странах распространения ислама, шиизм следует рассматривать как одно из двух основных направлений в мусульманской религии.
Эти направления существуют до настоящего времени. Сунниты (последователи суннизма) считаются представителями основного, ортодоксального, или «правоверного», направления в исламе. Это направление сформировалось в результате развития догматов и обрядов начального ислама в сложной обстановке феодального халифата. Сунниты и шииты (приверженцы шиизма) все время вели между собою ожесточенную борьбу. Численно преобладающим течением всегда был суннизм, последователи которого признавали наряду с Кораном также сунну, а своим духовным главой и руководителем считали халифа. Шииты являлись религиозным меньшинством в исламе, но это было наиболее многочисленное и влиятельное меньшинство.
В наше время основная масса шиитов состоит из иранцев, иракских арабов и йеменцев. В Иране шииты составляют около 75 процентов населения, т. е. более двенадцати миллионов человек, а сунниты — только 18,5 процента. В Ираке шиитов насчитывается около трех миллионов, а суннитов — около двух. В Йемене (Южная Аравия), в котором численность населения едва ли намного превышает четыре миллиона человек, шииты, принадлежащие к особому направлению в шиизме — зейдитам, составляют 54,5 процента жителей этой страны, а сунниты — 45 процентов.
Шиизм возник уже в первой половине первого века существования ислама. Первоначально шииты составляли особую группировку среди мусульман. Это была группировка (по-арабски — «шиа»), которая состояла из приверженцев Али — четвертого «праведного» халифа. Образовалась она в условиях ожесточенной борьбы за верховную власть в халифате.
В лице халифа Османа верховная власть в быстро расширявшемся халифате была захвачена старой мекканской аристократией из племени курейш. Эта аристократия, принявшая ислам по политическим соображениям, использовала власть прежде всего для своего обогащения, грабила и эксплуатировала не только покоренные народы, но и рядовых арабов-мусульман. Все возраставшее недовольство последних вылилось в восстание против Османа, который и был убит восставшими арабами-мусульманами в Медине в 656 г. Али получил власть и сан халифа из рук убийц своего предшественника, но отстаивать эту власть он должен был в вооруженной борьбе с курейшитской аристократией, возглавляемой наместником Сирии Муавией. Приверженцы Али обосновывали его притязания на положение главы всех мусульман тем, что он был родственником Мухаммеда — «посланника аллаха». Эти приверженцы-шииты заявляли, что Али как двоюродный брат и зять Мухаммеда имеет преимущественное право на верховную власть над мусульманами, а после смерти Али власть должна перейти к его потомкам.
Таким образом, шииты стали отстаивать наследственный принцип передачи верховной власти. Этот принцип они противопоставляли захвату власти силой, в чем с полным основанием обвиняли Муавию, тоже претендовавшего на сан халифа. В борьбе за власть победил более сильный: еще до убийства Али в 660 г. в Иерусалиме Муавия был провозглашен халифом; он стал основателем династии Омейядов.
Сыновья Али фактически никакой власти не имели. Хасан — старший сын Али от Фатимы, дочери Мухаммеда, был полнейшим ничтожеством. Другой сын Али от Фатимы — Хусейн погиб при попытке поднять восстание против омейядского халифа. В 680 г., рассчитывая, что его претензии на сан халифа будут поддержаны населением Ирака, Хусейн с группой родственников и приверженцев двинулся из Мекки в Ирак. Но у местечка Кербела небольшой отряд Хусейна был окружен и уничтожен воинами халифского наместника.
Шииты считают Хусейна великомучеником, Кербела стала местом их паломничества; со временем она разрослась в большой город, который до сих пор является одним из двух главных шиитских священных городов.
Другой шиитский священный город — Неджеф; он тоже находится, на юге Ирака. Шииты уверены, что в Неджефе сохранилась могила Али, и приезжают молиться и плакать в мечеть, построенную на том самом месте, где, как утверждает их духовенство, покоится прах Али. В действительности же установить место погребения этого халифа было невозможно даже в средние века.
В дальнейшем шиизм получил весьма благоприятную почву для распространения и развития в Иране. Иранские феодалы, подчиняясь арабам и принимая ислам, сохраняли свои классовые привилегии и возможность эксплуатации трудящегося населения. Последнее часто оказывалось под двойным гнетом — арабских властей и местных феодалов.
В таких условиях иранские массы легко воспринимали шиитское учение, направленное против арабских халифов и представлявшее Али и его потомков поборниками равенства и справедливости. Поэтому трудящееся население Ирана (особенно иранское крестьянство), ведя борьбу против арабского господства и феодальной эксплуатации, подпадало под влияние шиитских идеологов и проповедников, внушавших ему, что торжество шиизма вызовет коренное улучшение экономического и социального положения трудящихся.
Шииты считали омейядских и аббасидских халифов узурпаторами, захватчиками власти, а своими законными повелителями и руководителями признавали Али и его потомков. Род Али образовал династию шиитских имамов, которые, не обладая политической властью, считались духовными руководителями шиитской общины.
Последователи основного течения в шиизме признают двенадцать имамов (отсюда их название — «двунадесятники», или «дюжинники»). Первым имамом считается Али; после его смерти сан имама перешел к его старшему сыну Хасану, а затем к Хусейну и его прямым потомкам. Последним имамом был Мухаммед, который в конце IX в. бесследно исчез; вероятно, он был убит каким-нибудь агентом багдадского халифа.
Неожиданное исчезновение молодого имама, казавшееся загадочным и таинственным, послужило основанием для мифа о «скрытом имаме». Шиитские идеологи утверждали, что этот имам не умер, а скрыт аллахом в некоем недосягаемом месте. Там он будет находиться до тех пор, пока аллах не пошлет его к шиитам. По их мнению, он вернется, чтобы установить совершенный строй справедливости и равенства.
Учение о «скрытом имаме», ставшее одним из основных догматов шиизма, приобрело определенный социальный смысл: оно обязывало шиитов терпеливо ожидать пришествия «скрытого имама», который создаст рай на земле, лишало верующих воли к борьбе за установление справедливого общественного строя. Ведь кто веровал в «скрытого имама» и его необычайные реформаторские способности (а веровать в это был обязан каждый шиит), тот мог считать бесполезной социальную и политическую борьбу. Таким образом, учение о «скрытом имаме» шиитские идеологи использовали как средство приглушения классовой борьбы.
Первое время шиитские массы надеялись на скорое пришествие «скрытого имама». Но затем срок его появления стали отодвигать на неопределенное будущее. Этого фантастического имама шииты до сих пор почитают как своего единственного верховного главу и руководителя: все шиитские государи, правители и высшие духовные наставники всегда считались только представителями «скрытого имама».
Подобное весьма выгодное для господствующих классов учение распространено и среди суннитов. У них оно приняло форму махдизма. Махди (что значит «тот, кого аллах ведет по истинному пути») — это мусульманский: мессия, на которого, как и на «скрытого имама», верующие возлагают несбыточные надежды: он тоже должен явиться (конечно, когда это будет угодно аллаху) и установить справедливый строй. Правда, суннитское духовенство предусмотрительно отсрочило время его пришествия до конца мира. Однако, несмотря на это, отдельные лица, пользуясь доверчивостью масс, уставших ожидать пришествия «божественного спасителя», нередко объявляли себя махди. И в средние века и в новое время трудящиеся массы мусульман то в одной, то в другой стране распространения ислама примыкали к какому-нибудь новоявленному махди, надеясь под его руководством создать «царство божие» на земле. Иногда махдизм вопреки желаниям господствующих классов и их идеологов служил знаменем антифеодальных восстаний, а также движений, направленных против европейских колонизаторов.
Самым крупным и ярким проявлением махдистского движения было восстание трудящихся Восточного Судана в конце XIX в. Суданец Мухаммед Ахмед, объявивший себя махди, возглавил восстание крестьян, кочевников и бедняков-горожан, поднявшихся против египетских феодалов и английских колонизаторов. Но уже через несколько лет, при преемнике Мухаммеда Ахмеда, руководящая верхушка махдистов превратилась в группу правителей, эксплуатировавших население. Так обычно заканчивались массовые движения, проходившие под махдистскими лозунгами. Руководители таких движений, укрепив свою власть над массой последователей и разбогатев, превращались в обычных феодальных правителей. Бывали случаи, когда популярными в народных массах лозунгами махдизма пользовались честолюбивые политические авантюристы, чтобы захватить власть. Первоначальная активность рядовых участников махдистских движений, как правило, вскоре сменялась горьким разочарованием.
Шиитские имамы считались у своих приверженцев непогрешимыми в делах веры, как и во всех прочих делах. Непогрешимость объяснялась тем, что они якобы имели «пророческую душу», полученную ими от Мухаммеда; в тело же Мухаммеда, согласно верованию мусульман, эта «пророческая душа» была помещена аллахом, создавшим ее еще раньше сотворения мира. Но в представлении шиитов образ Мухаммеда тускнеет перед образом Али. Шииты приписывают аллаху такие слова, обращенные им к Мухаммеду: «Если бы не было тебя, я не создал бы мира, но если бы не было Али, я не создал бы и тебя». Но и Али, наделенный качествами сказочного богатыря и чудотворца, в представлении многих шиитов отступает на второй план перед Хусейном, который считается главным мучеником.
Шииты и сунниты признают Коран в единственной существующей, так называемой османовской, редакции. Считая эту книгу подлинным божественным откровением, «словом божьим», шииты добавляют к нему еще одну, явно более позднего происхождения, суру — «Два светила». Под «двумя светилами» они разумеют Мухаммеда и Али. Кроме того, шииты применяют иносказательный метод толкования Корана, придавая желательный смысл любому месту этой книги, которая и без того не везде вполне понятна. Сунну шииты отвергают: они имеют свое «священное предание» — хабары, или ахбар.
В средние века, особенно в правление суннитских халифов, шииты были преследуемым религиозным меньшинством. Это породило особую тактику, применение которой спасало шиитов от преследований.
Например, шиит может не только отрицать свою религиозную принадлежность, но и хулить свою веру, если это вызывается требованиями или соображениями безопасности в сношениях с суннитами и иноверцами. Но отрицать свою принадлежность к шиизму или даже порицать свое вероучение шиит должен только на словах, а внутренне («в душе») оставаться верующим шиитом. Такая тактика известна под названием «такыйя».
Один из характерных признаков шиизма — культ мучеников. Помимо Хусейна, шииты считают мучеником не только Али, павшего под ударом хариджитского кинжала, но и Хасана. В разряд мучеников шииты включили также имама Резу, который, по преданию, внезапно умер, после того как поел винограда. Среди шиитов распространено убеждение, что этот имам, равно как и Хасан, был отравлен врагами шиизма.
С культом мучеников связаны траурные дни шиитов. Так, весь мухаррем — первый месяц мусульманского лунного года, по их представлению, должен быть временем горя и печали. В этот месяц шииты чтут память своих имамов-мучеников. Некоторые из них не стригутся, не бреются и не ходят в баню в течение всего месяца, считая грязь наилучшим признаком печали. Самый печальный день у шиитов — 10 мухаррема; он называется ашура. В этот день, по преданию, был убит Хусейн.
В течение всего мухаррема совершаются траурные богослужения в мечетях, по улицам и площадям проходят торжественные шествия; в некоторых больших городах Ирана раньше устраивали особые театральные представления — мистерии, неизменным сюжетом которых служили обстоятельства гибели Хусейна.
Все эти религиозные церемонии сопровождались проявлением фанатизма и изуверства. В шествиях верующих всегда принимали участие добровольные и платные ревнители веры. Обычно они одевались в длинные белые балахоны, напоминавшие саваны; их головы были обриты. Испуская горестные вопли, они ударяли себя цепями или наносили легкие удары кинжалом. Из неглубоких ран сочилась кровь, на белых одеждах появлялись красные пятна. Почти всегда несколько таких изуверов умирало или от потери, или от заражения крови. Такие шествия известны под названием шахсей-вахсей. Представители господствующих классов и шиитское духовенство поддерживали этот дикий обычай.
В дореволюционные годы шахсей-вахсей можно было наблюдать в Азербайджане. При полном попустительстве царских властей и полиции в Баку, этом большом и культурном городе, совершались акты разнузданного изуверства. Здесь дело не ограничивалось проявлениями религиозного фанатизма, а часто завершалось кровавыми столкновениями между местными азербайджанцами и армянами. Это было выгодно царскому правительству, так как межнациональные столкновения разобщали и ослабляли силы трудящихся, боровшихся против царизма.