Текинцы
Текинцы разделяются на три главные группы: ахал-текинцев, мервских и тедженских. Общим родоначальником все они почитают Салар-Казана. По преданиям прочих туркменских племен, праматерью текинцев была рабыня, и поэтому они у них считаются низшими по происхождению, отношение иомудов к ним и совсем пренебрежительное, а туркменское слово теке означает «коза».
Как почти все туркмены, так и текинцы распадаются на два класса, на чомуров — более оседлых земледельцев и на чорв — пастухов-кочевников.
Туркмены-текинцы производят впечатление сильных и мужественных людей. Обыкновенно они хорошо сложены и высокого роста; у них черные глаза, длинный нос с горбиной и густые волосы и борода. Голову они бреют и все носят «тюбетейку», поверх которой надевается огромная лохматая баранья папаха; рубахи и шаровары холщевые, поверх их надевается халат из бумажной материи, затянутый широким кушаком. Развлечениями текинцев служат скачки, бои верблюдов, баранов и петухов, или кулачные бои и борьба мальчиков. Героические предания и пение играют немаловажную роль, а в качестве музыкальных инструментов у них распространена тростниковая сопелка (свирель) и дутар.
Текинки лица не закрывают, но в остальном находятся в совершенно подчиненном положении. В замужество они продаются за высокий калым, который, по Черчиллю, за вдову всегда выше и повышается с каждым новым замужеством, ввиду, якобы, большей опытности вдов в работе ковров. Сверх обычного домоводства, исключительно женским делом является сборка и разборка кибиток, но главным занятием текинок является тканье ковров, материй и проч., а также изготовление кошм; затем они шьют наряды и расшивают их весьма прочно и кропотно разноцветными шелками.
Оазис Ахал-теке составляет, по сведениям древних греческих географов, часть государства Маргиана, лежавшего между реками Атреком (Epardus) и Аму-Дарьей (Oxus), которые обе вливались в Каспийское море. Через этот оазис проходил Александр Великий, когда из лесов Гиркании направлялся в Бактрию. Название «Ахал» происходит якобы от слов «Ак-хал», что означает «белая родинка», и это было по преданию имя пустынника, впервые появившегося среди туркменов с проповедью ислама, Ахал-текинский оазис простирается от Кизил-Арвата (по-туркменски — красная девица) до Гяурса, приблизительно на 240 верст. Его окружают Копет-даг, Хорасанские горы и пустыня Кара-кум (по-туркменски — черный песок); ширина его лишь 20-30 верст. Здесь находятся два знаменитых пункта: Геок-тепе и Асхабад. Название Геок-тепе происходит от слова «гуюк» — спаленный, выжженный, или от слова «гёк, гьюк» — голубой, и слова «тепе» — холм. Здесь находилась сильная крепость, взятая Скобелевым приступом в 1881 г., а Асхабад является в настоящее время центром Закаспийской области. Название происходит либо от туркменского слова «усх» — милый, или от арабского «ас-хаб» — хозяин, и от слова «абад» — поселок, город.
Мерв — старый Мерв, Меру, Муру, Мерви-шах, Маргия, Селевкия-Александрия, как он называется у Диодора, Страбона, Арриана и других — носит теперь у туркменов имя Куния-Мерв — старый Мерв. Город этот, лежащий на Мургабе, был в свое время богатой, густонаселенной и обширной столицей Хоросана и в настоящее время считается центром земель, населяемых туркменами, — древней области Маргианы. Мерв был осажден уже Александром Великим, затем входил в состав новоперсидского царства, арабского халифата, а в IX в. был самостоятельным с туземной династией во главе, затем был покорен узбеками, сельджуками и в 1219 г. взят сыном Чингис хана — Тули-ханом, который перерезал здесь якобы до миллиона народа. Затем в конце XIV в. старый город был разрушен Тимуром, вновь построен его сыном, покорен узбеками, а в 1795 г. его завоевывает эмир Бухарский. С тех пор это место представляло обширную площадь, усеянную развалинами, среди которых виднелись кибитки кочевых туркменов.
Уже в древности Мерв славился своими бумажными и полотняными тканями, как об этом упоминает уже Ибн-Хаукал в 950 г. Ковры текинцев принадлежат к лучшим туркменским изделиям, но неправильно в торговле чуть ли не все туркменские ковры называются текинскими. Старинные салорские ковры стоят выше их, а изделия иомудов и гокланов почти равны им по достоинству. Основной цвет текинских ковров — буровато-вишнево-красный, а в орнаменте и в узорах мы находим темно-синий, светло-кирпичный и желтовато-белый (цвет слоновой кости), темный желтовато-зеленый и черный цвета. Основа и узор всегда шерстяные; лишь в последнее время для основы берется и русская пряжа.
Асхабадские текинцы сами окрашивают лишь в красный и желтый цвета; для крашенья в остальные цвета они отдают, по сведениям Черчилля, пряжу в города. Для желтых тонов они употребляют «исперак», для красных — «бакам кирмиз» камышевое дерево, bois de sapan (Haematoxylon campechianum), фон всегда преобладает над узором.
Текинцы выделывают только «даури-хана». Их шитые паласы и прочие вышивки отличаются, по словам С.М. Дудина, всегда одноцветным белым или красным фоном. За последние 50 лет текинцы показали наибольшую ковровую производительность по сравнению с остальными туркменами; этим и объясняется то обстоятельство, что в торговле известно почти исключительно одно их имя и что все ковры, приходившие в Европу через Мерв и Асхабад, назывались текинскими.
В труде «Ľart de ľAsie centrale» Симаков приводит несколько примеров рисунков бухарских и текинских ковров, но раскраска их неудачна и рисунок исполнен слишком схематично и аккуратно. О труде А.А. Астафьева «Текинские орнаменты, собранные в Ахал-текинской экспедиции с их применением для ковров, вышивок и пр.» нужно сказать то же самое. Помещенные там 28 рисунков, исполненные схематично, с величайшей аккуратностью, как узоры для вышиванья по канве, теряют в такой европейской передаче всякую прелесть. При этом нужно отметить, что не все приводимые Астафьевым рисунки текинские; среди них попадаются и иомудские и салорские, бывшие, по-видимому, военной добычей, находимой в кибитках текинцев; при постоянных междоусобных раздорах среди туркменов это было так возможно.